проводят педагоги школы №2: Кудряшова Юлия Александровна и Киселёва Ольга Анатольевна
Цель: Развитие стрессоустойчивости у педагогов.
• знакомство с понятием “стресса” и его проявлением;
• осознание собственного состояния в стрессовых ситуациях;
• выработка психотехник видоизменения, ослабления стрессовых переживаний;
Организация пространства: стулья по кругу;
Ход работы:
1.Диагностика педагогов:
Тест № 1  Насколько Вы подвержены стрессу?
Тест № 2 Индекс психоэнергетической опустошенности
2. Приветствие. Слова ведущего: “Мы рада Вас видеть, нам приятно с вами работать”. Оля.

1. Упражнение «Кто родился в мае…»
Группа рассаживается по кругу. Учителям объясняется, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга. Называется личностное качество или описывается ситуация и участники, по отношению к которым справедливо высказывание, выполняют определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами». Темп игры должен возрастать. Варианты высказываний:
– у кого голубые глаза – трижды подмигните;
– тот, кто сегодня утром  съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;
– кто родился осенью, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;
– кто любит кошек, трижды промяукайте;
– у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это его не касается;
– кто пьет кофе с сахаром и молоком, загляните себе под стул;
– у кого есть веснушки, пробегите по кругу;
– замужние опишите в воздухе большую восьмерку рукой;
– пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;
– тот, кого принуждали прийти в эту группу, должен затопать по полу ногами и крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»;
– у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);
– кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;
– кто изредка мечтал стать невидимым, закройте лицо ладошками;
– тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажется как это делается;
– кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: «Хватит!».
3. Упражнение “Стаканчик”. Юля
Роль ведущего: Вызвать эмоциональную реакцию у всех участников. Позволить каждому высказаться. Важно обсудить, что почувствовали участники, и что им захотелось сделать.
Ведущий ставит на ладонь бумажный стаканчик и говорит участникам группы следующее “Представьте, что этот стаканчик – сосуд для самых ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей (пауза). В него вы можете мысленно положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза), это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите”.
На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент ведущий сминает этот стаканчик.
Слова ведущего: “Что вы почувствовали? Ваше состояние сейчас какое?” Затем ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы. Возможно проведение параллели переживания “здесь и сейчас” на ситуации общения:
• Когда возникают такие же чувства?
• Кто ими управляет?
• Куда деваются потом?
Заключительная фраза ведущего этого упражнения: “То, что вы сейчас пережили - это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у вас, в том числе и в общении с другими людьми”.
4. Погружение в тему. Краткое сообщение ведущим теоретического материала по данной теме.
(Просмотр презентации)
Оля
Роль ведущего: Дать определенную информацию в доступной форме. Познакомить с терминами “стресс”, “эустресс”, “дистресс”. Прийти вместе с участниками к мысли, что в жизни стрессовых ситуаций избежать невозможно, поэтому необходимо знать и уметь применять разные способы выхода из стрессовых ситуаций.
Вся наша жизнь – это периодические стрессовые напряжения и разрядки. Стрессовых ситуаций много, и все они разнообразны. Впервые поднял вопрос о стрессе канадский физиолог Ганс Селье. Стресс – это не то, что с нами случается, а то, как мы это воспринимаем. Стресс может быть не опасным и полезным. А в некоторых случаях стресс даже защищает нас.
Небольшой уровень стресса делает нас собранным на экзамене, позволяет спортсмену на соревнованиях выступить лучше, чем на тренировках. В такие моменты ощущаешь подъем, внутреннюю мобилизацию, многое получается лучше, чем обычно. Такое состояние называют эустресс. Другое дело, когда напряжение становиться слишком большим. Оно затрудняет эффективное выполнение деятельности. Возникает или заторможенность, или чрезмерная суетливость. На пользу делу и здоровью это не идет. Такой чрезмерный разрушительный, дезорганизующий, демобилизующий стресс называют дистресс. Именно он опасен. Сильнейшим стрессом является неуспех, неудача, позор, обида. Все это очень неприятно. К сожалению, мы нередко склонны переоценивать отрицательные результаты наших действий, сгущать краски, преувеличивать свои неудачи. Отсюда слишком сильные, слишком резкие слова – “крах”, “трагедия”, “провал”, “кошмар”, “ужас”.
Каждый человек имеет свой “порог чувствительности к стрессу” – тот индивидуальный уровень напряженности, до которого эффективность деятельности повышается. Но если воздействие стрессогенного фактора усиливается и становиться выше порога чувствительности, у человека повышается внутренняя напряженность, а эффективность его деятельности снижается вплоть до полного её разрушения. Следовательно, жить и работать вообще без стресса невозможно, да и вредно: психофизиологическая и интеллектуальная системы человека дряхлеют без необходимости предпринимать определенные усилия. Может наступить депрессия, безразличие, ощущение скуки и тоски. Однако, перешагнув индивидуальный порог, по силе воздействия стресс становится губительным. Имеет значение и фактор стрессового времени. Особенно опасно длительное воздействие стресса. Замечено, например, что за 10-15 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжелейший инфаркт. И, наоборот, кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы “встряхивает” его. Парадоксально, но факт: чем больше вы будете стараться жить и работать всегда размеренно и спокойно, тем в большей степени вас будет разрушать стресс.
“Вопреки расхожему мнению, мы не должны – да и не в состоянии – избегать стресса. – писал Г.Селье. – Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем механизм и выработаем соответствующую философию жизни”.
Необходимо знать свой индивидуальный порог чувствительности к стрессу, то есть знать, до какого уровня силы человек может испытывать воздействие стрессогенного фактора, не снижая своей успешности и даже ее повышая, и какие по силе воздействия факторы губительны, выводят из нормального состояния настолько, что человек не может сосредоточиться, не может ничего делать.
По своей продолжительности 1 стадия строго индивидуальна. Один человек “заводится” в течение 2-3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. Но в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего в стресс, меняется на “противоположный знак”. На первой стадии исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение, дистанция в деловых отношениях с коллегами. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады (типа “ты сам такой”). Но самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.
Вторая стадия в развитии стрессового состояния начинается в точке В, в которой у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля. “Стихия” деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Вторая стадия, как и первая, по своей продолжительности строго индивидуальна – от нескольких минут и часов – до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение, утомление и усталость.
На третьей стадии человек останавливается и возвращается “к самому себе”, часто переживая чувство вины и дает себе слово, что этот “кошмар” больше никогда не повторится. Увы, через некоторое время стресс повторяется.
Причем, у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения “по частоте и форме проявления”. Чаще всего этот сценарий усваивается в детстве, когда родители на глазах у ребенка конфликтуют, вовлекая его в свои проблемы. Повторяется также направленность стрессовой агрессии: на самого себя и на окружающих. Один винит во всем самого себя и ищет, прежде всего, свои собственные ошибки. Другой обвиняет всех вокруг, но только не себя. Усвоенный в детстве стрессовый сценарий “запускается” почти автоматически. В этих случаях достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, как включается стрессовый механизм и начинает “раскручиваться” практически против воли человека, как “маховик” какого-то мощного и убийственного оружия. Можно ли научиться владеть собой?
Советы_Юля
5. Учимся расслабляться, справляться со стрессовыми ситуациями.
Ароматерапия Оля
• С давних времен человечество обращалось к природным лечебным средствам – целебным растениям. Самые первые методы ароматерапии были разработаны древними египтянами. Но и в настоящее время достаточно многочисленные факты подтверждают эффективность использования целебных средств природы в профилактике многих заболеваний, поддержании более высокого уровня работоспособности, улучшении эмоционального состояния человека в условиях постоянно усложняющихся условий современной жизни.
• Важную роль не только в жизни животных, но и человека играют запахи. Запахи способны вызывать у нас приятные или неприятные воспоминания, ощущения, образы.
• Сегодня известны около 200 различных эфирных масел, которые могут оказать сильное целебное воздействие и при грамотном использовании не причинят побочных эффектов. Однако существует ряд правил, которых необходимо придерживаться!
Комплекс разминки, Юля
снижающей напряжение нервной системы:
• И. п. – сидя, руки вниз.1- выдох, втягивая живот.
2- вдох – начать с нижней части легких, заставляя выдвинуться живот вперед, и тут же, продолжая вдох, наполнить воздухом среднюю и верхнюю части легких, расширяя грудную клетку. Заканчивая вдох, слегка наклонить голову назад. Задержать вдох на 2-3 секунды. Выдох выполнять медленно, узкой струей и закончить его втягиванием живота. Закончив выдох- пауза в удобном (комфортном) состоянии, пока появиться потребность во вдохе. Повторить 3-6 раз.
Дыхательная гимнастика
Упражнение предназначено для того чтобы достичь кардиокогерентности и помочь сердцу и мозгу победить стресс.
Начните дышать медленно и глубоко, делая маленькую паузу после выдоха .
Спустя 10-15 секунд после того, как дыхание стабилизируется, переключите внимание на сердце. Представляйте себе. Как вдох доставляет кислород, а выдох удаляет из него все токсические отходы.
«Включите свет» внутри себя, вызывая ощущения тепла и расширения в грудной клетке и сопровождая их приятными мыслями: представьте лицо любимого человека, красивый пейзаж… Окутайте себя облаком физического и душевного комфорта.
Научитесь жить вместе с проблемами. Оля
9. Обмен впечатлениями от занятия. Юля
Участникам предлагается закончить следующие предложения:
• Во время занятия я понял, что…
• Самым полезным для меня было…
• На месте ведущего я…
Рефлексия. Подведение итогов работы. Памятка – Оля

Рекомендации молодому учителю
Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.
Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.

Тест № 1  Насколько Вы подвержены стрессу?

Инструкция: Отвечая на вопросы, делайте отметку в той колонке, которая соответствует Вашему ответу.

Вопрос

Почти всегда

Часто

Иногда

Почти никогда

Никогда

1

Вы едите, по крайней мере, 1 горячее блюдо в день?

1

2

3

4

5

2

Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, 3-4 раза в неделю?

1

2

3

4

5

3

Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаёте свою лю­бовь взамен?

1

2

3

4

5

4

В пределах 50 км у Вас есть хотя бы  один человек, на которого Вы можете положиться?

1

2

3

4

5

5

Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю?

1

2

3

4

5

6

Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день?

1

2

3

4

5

7

За неделю вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков?

1

2

3

4

5

8

Ваш вес соответствует вашему росту?

1

2

3

4

5

9

Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности?

1

2

3

4

5

10

Вас поддерживает Ваша вера?

1

2

3

4

5

11

Вы регулярно занимаетесь общественной деятельностью?

1

2

3

4

5

12

У Вас есть один или два друга, которым вы полностью доверяете?

1

2

3

4

5

13

У Вас много друзей и знакомых?

1

2

3

4

5

14

Вы здоровы?

1

2

3

4

5

15

Вы можете открыто заявить о св. чувствах, когда злы или обеспокоены чем-либо?

1

2

3

4

5

16

Вы регулярно обсуждаете с близкими ваши домашние проблемы?

1

2

3

4

5

17

Вы делаете что-то ради шутки хотя бы раз в неделю?

1

2

3

4

5

18

Вы можете организовать Ваше время эффективно?

1

2

3

4

5

19

За день Вы потребляете не более 3-х чашек кофе, чая?

1

2

3

4

5

20

У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня?

1

2

3

4

5

Подсчитайте количество набранных баллов.

Результат теста:

Менее 30 очков - у Вас прекрасная стрессоустойчивость, Вам не о чем беспокоиться.

Более 30 очков - стрессовые ситуации оказывают на вашу жизнь немалое влияние, и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.

Более 50 очков - Вам следует всерьёз задуматься о Вашей жизни, Вы очень уязвимы для стресса.

 

 

Тест № 2 Индекс психоэнергетической опустошенности

Инструкция: Обведите кружком цифру, соответствующую вашему отношению к каждому из высказываний. Подсчитайте количество набранных баллов.

Утверждение

Редко

Иногда

Всегда

1

На работе и в семье я испытываю враждебность и гнев

1

2

3

2

Я считаю, что должна преуспеть

1

2

3

3

Я отдаляюсь от коллег

1

2

3

4

Мне кажется, что меня заставляют делать только «штрафную работу»

1

2

3

5

Я замечаю, что становлюсь все более раздражительной и равнодушной к коллегам, родным и приятелям

1

2

3

6

Работа, как и сама жизнь, стала утомительной, скучной и монотонной

1

2

3

7

Я чувствую, что не расту профессионально

1

2

3

8

Я замечаю, что испытываю к жизни негативные чувства и зацикливаюсь на ее негативных сторонах

1

2

3

9

Я замечаю, что делаю меньше, чем когда бы то ни было

1

2

3

10

Мне трудно организовать свое время, отдых и работу

1

2

3

11

Я стала более несдержанной

1

2

3

12

Я чувствую бессилие и невозможность изменить свою жизнь

1

2

3

13

Я замечаю, что выплескиваю свою неудовлетворенность жизнью на домашних

1

2

3

14

Я сознательно избегаю личных контактов чаще, чем раньше

1

2

3

15

Я постоянно спрашиваю себя, подходит ли мне моя работа

1

2

3

16

Меня не покидают тяжелые мысли о делах

1

2

3

17

Каждое утро я просыпаюсь с чувством «Не знаю, смогу ли выдержать еще один день»

1

2

3

18

По-моему, на работе никого не интересует, что я делаю

1

2

3

19

Я замечаю, что меньше занимаюсь работой, в основном стараюсь уклониться от нее

1

2

3

20

Я устаю от дел, даже если хорошо выспалась

1

2

3

Результат теста:

20-34 - усталость отсутствует;

35-49 - умеренное опустошение (ранние предупреждающие сигналы);

50-60 - полное опустошение (требуется срочная помощь).