Сегодня система дополнительного профессионального педагогического образования является стратегическим ресурсом развития системы общего образования России. В условиях введения новых образовательных стандартов меняются требования к организации, формам и содержанию системы повышения квалификации и профессиональной подготовки учителя. 

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения устанавливают не только требования к качеству подготовки учащегося, но и требования к кадровым условиям реализации образовательной программы, которые включают:

  • укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;
  • высокий уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;
  • непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.

В этой связи одной из ключевых задач системы повышения квалификации становится обеспечение подготовки различных категорий работников образования к работе по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).

Подготовка педагогических и руководящих кадров к введению ФГОС должна включать в себя три основных компонента: 

  • педагогическое сопровождение (курсовая подготовка);
  • научно-методическое сопровождение (сопровождение разработки основных образовательных программ и их экспертиза, анкетирование учителей на предмет выявления трудностей, круглые столы и педагогические мастерские по обмену опытом, проблемные семинары и т. д.);
  • организационно-нормативное сопровождение (разработка алгоритмов введения ФГОС на разных уровнях, участие в экспертизе готовности школ к введению стандарта, осуществление мониторинга введения ФГОС в школах).

В ходе планирования работы по переходу на новые образовательные стандарты специалистам системы ДППО необходимо помнить, что работу с педагогическими работниками следует выстраивать адресно, с учётом их профессиональных потребностей, с ранжированием задач по различным категориям специалистов.

Руководителя образовательного учреждения следует ориентировать на такие виды профессиональной деятельности, как:

  • создание условий для введения ФГОС в рамках образовательного учреждения;
  • управление процессом введения ФГОС в школе, включая создание систем контроля качества реализации ФГОС;
  • освоение способов составления основной образовательной программы.

Учителя следует ориентировать на такие виды профессиональной деятельности, которые позволяют:

  • выстраивать образовательный процесс, направленный на достижение учащимися новых образовательных результатов в соответствии с их возрастными особенностями;
  • осуществлять подбор содержания, методов и технологий обучения на основе деятельностного подхода;
  • использовать разнообразные формы организации учебной деятельности учащиxся;
  • разрабатывать планы уроков, позволяющие строить индивидуальные маршруты учащихся, в том числе через организацию групповой работы;
  • использовать стратегии проектного, модульного обучения, методически обусловленные возрастными и личностными особенностями школьников;
  • разрабатывать формы оценки новых образовательных результатов (как предметных, так личностных и метапредметных);
  • проектировать и осуществлять профессиональное самообразование;
  • использовать средства ИКТ для организации собственной профессиональной педагогической и исследовательской деятельности.

Методиста муниципальной методической службы следует ориентировать на такие виды профессиональной деятельности, как:

  • планирование организационно-методического и педагогического сопровождения введения ФГОС;
  • организация мониторинга готовности педагогических кадров к введению ФГОС;
  • исследование образовательного спроса педагогов и формирование соответствующего заказа системе дополнительного профессионального образования на обучение управленческих и педагогических кадров;
  • организация мониторинга введения ФГОС в муниципальной образовательной сети.

Следующий крупный блок задач, связанных с подготовкой к переходу на новые образовательные стандарты, — выявление педагогических рисков и определение путей их решения.

В ходе апробации ФГОС начального общего образования был выявлен ряд рисков:

  • вульгаризации идей стандарта;
  • подмена нового содержания прежним;
  • сохранение стереотипов профессиональной деятельности, применение традиционных неэффективных технологий обучения;
  • фальсификация получаемых результатов;
  • разрушение системы ценностей, заявленной в ФГОС;
  • перегрузка учащихся;
  • общее разочарование в идеях стандарта и др.

Ещё одной важной задачей системы повышения квалификации в свете введения новых образовательных стандартов является обновление содержания программ повышения квалификации в контексте ФГОС и их соотнесение с требованиями к аттестации педагогических работников.

Считаю, что необходимо разработать инвариантные алгоритмы по концептуальным вопросам нового стандарта, формирующие потребности учителей в обучении по ряду вариативных модулей: технологии проектирования урока в современной информационной образовательной среде; планирование новых образовательных результатов; технологии подбора видов учебной деятельности и средств обучения для достижения новых образовательных результатов и др.

Следует отметить, что, помимо обозначенных выше задач, существует ещё ряд направлений, заслуживающих особого внимания:

  • подготовка кадров региональных стажёрских площадок, на которых будет происходить распространение опыта школ-лидеров по введению ФГОС;
  • активный переход на новые формы повышения квалификации работников образования в условиях введения ФГОС: тренинги, мастер-классы, стажировки, корпоративные формы повышения квалификации, обмен накопленным опытом, конкретными примерами реализации;
  • разработка и реализация системы нормативно-методического сопровождения введения ФГОС и др.

Система дополнительного профессионального педагогического образования должна создавать условия для комплексного взаимодействия образовательных учреждений. Подобное сотрудничество даёт возможность восполнять недостающие кадры, обеспечивать постоянную методическую поддержку, получать оперативные консультации по вопросам реализации основной образовательной программы, использовать инновационный опыт других образовательных учреждений и осуществлять комплексные мониторинговые исследования результатов образовательного процесса и эффективности инноваций.

В отличие от традиционного подхода к повышению квалификации педагогов, ориентированного в основном на передачу знаний, современная система повышения квалификации должна быть нацелена в первую очередь на учёт профессиональных потребностей учителей и достижение ими определённых профессиональных компетентностей.

Содержание обучения при этом формируется на основе системного анализа профессиональной деятельности педагога, в ходе которого выявляются конкретные задачи педагогической деятельности и профессиональные навыки и знания, необходимые для выполнения каждой из этих задач.

Ключевые направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» — переход на новые образовательные стандарты и развитие педагогического потенциала учителя. Поэтому необходимо совершенствовать систему повышения квалификации учителей с учётом следующих приоритетных принципов:

  • непрерывности, преемственности, открытости и доступности постдипломного педагогического образования;
  • интеграции фундаментального научного знания и практического опыта;
  • единства методологического, педагогического, психологического и предметного знания на мировоззренческом и профессиональном уровнях;
  • модульности в разработке содержания программ повышения квалификации в связи с переходом на накопительную кредитно-зачётную систему;
  • андрагогических принципов — организации равноправного ценностно-смыслового диалога в процессе обучения, продуктивности в обучении, гармонизации интересов личности и общества.

В заключение следует подчеркнуть, что целевые установки, непосредственные алгоритмы и механизмы реализации задач системы дополнительного профессионального педагогического образования предстоит прописать в соответствующем документе, определяющем стандарт профессиональной педагогической деятельности.

Автор: Елена ЧЕРНОБАЙ, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">