Автор: Уфимцева Ольга Валентиновна

Время: 1,5 часов

Материал: Бумага или картон различного цвета, гербарий, сухие цветы, ветки, семена, листья растений, плоды кустарников и т.д.

Задачи:

  • Освоение техники флористического коллажа.
  • Выбор темы и стиля для ее решения.
  • Композиционное построение коллажа и его дизайн (цвет, фактура, пространство, баланс, пропорции, контраст, ритм, гармония).
  • Творческий подход к работе.

Цели: Техника флористического коллажа дает возможность реализовать свою тягу к красоте, развивает творческую индивидуальность, образное мышление, воображение, изобретательность, умение импровизировать.

Ход работы:

1. Историческая справка. Флористический коллаж - предмет декоративного убранства, появился с открытием первых природных клеев - растительного и животного происхождения, название произошло от французского слова «collaqe», что означает наклеивание. Коллаж с элементами растительного материала был популярен в XVII и XVIII веках. Это был период великих географических и ботанических открытий. Гербарные листы с заморскими растениями и высушенными морскими водорослями оформлялись в рамки и украшали кабинеты ученых и приемные деловых людей.

В начале XX века многие художники увлекались этой техникой. Известен яркий коллаж Анри Матиса «Улитка», который выставляется в Лондоне в галерее Тейт. Сейчас подобные работы объединены одним термином - флористика.

В современном стиле появилась мода на сухоцветы, этому способствовал распространившийся в условии загородных домов стиль кантри, где всё природное - деревянная и плетеная мебель, посуда, ткани и флористические коллажи, хорошо сочетаются друг с другом.

«Вторая жизнь цветов» показывает, что это хорошее решение для стильного украшения.

2. Сведения о заготовке и обработке природного материал, способы
консервации, модификации.

3.  Постановка художественной задачи в самостоятельной работе учащихся: этапы создания флористического коллажа: выбор растительного материала, его высушивание, выбор основы (фона) и рамки, выбор темы и стиля для ее решения, раскладка материала на основе подклеивания, изготовление паспорту, сборка в рамке.

4. Выполнение эскиза (возможна импровизация).

5. Выполнение творческой работы.

Композиционное построение флористического коллажа должно соответствовать общим принципам создания произведений живописи. Здесь присутствуют основные элементы дизайна - цвет, фактура, форма, контур, пространство рамы, в которую он вписан Используемые элементы должны быть применены с учетом баланса, контраста, ритма, композиционного центра, пропорциональности, чтобы получить гармоничное произведение.

Цвет. Как всякое произведение, представляющее художественную ценность, флористический коллаж должен быть гармоничным по своей колористике.

Фактура - это особенность поверхности листьев, цветов, плодов, она очень богата в живом растительном материале, но во многом сохраняется и в сухом его состоянии. Пользуясь сравнениями фактуру можно назвать бархатной, блестящей, шероховатой, грубой, мохнатой.

Пространство, в котором выполнен коллаж, ограничено рамой. Эта особенность очень важна для решения степени заполненности растительным материалом произведения. Пространство внутри элементов композиции следует использовать целенаправленно, иначе оно будет мешать целостному восприятию работы.

Ритм. Главное движение, по которому следует глаз человека, говорит о ритмической расстановке цветовых или других (по величине, фактуре) пятен в картине, коллаже. Это можно достичь разными способами: используя растения с интересной линией изгиба, вдоль которой движется глаз; повторением линии, формы, цвета; радикальным размещением материалов вокруг композиционного центра и т.д.

Гармония - целостность аранжировки растительного материала во флористическом коллаже - возникает при правильном применении элементов и принципов композиции.

Учащимся можно предложить в данной технике выполнить работы в жанре пейзажа или натюрморта, рельефный букет в раме.