ГМО воспитателей старших и подготовительных групп.

Составила и провела  молодой специалист,
воспитатель  Супрун Юлия Анатольевна.

Методическое сопровождение зам.заведующей Романовой Т.А.

МБДОУ д/с № 13 март 2011г.

Конспект занятия  в старшей группе по обучению грамоте.
Вид занятия: Развитие речи.
Тема: «Живое слово»: слово и предложение.
Цель: Научить детей  составлять предложения разной  грамматической    структуры.
Задачи:
1. Продолжать работу по ознакомлению детей со словом и предложением.
2. Совершенствовать знания детей по  структуре предложений, содействовать активному использованию детьми  разного типа  простых предложений (распространенное, не распространенное)
3. Формировать элементарное осознание языковой действительности (грамматической, синтаксически: составление простых предложений)
4. Создавать условия для развития  у детей критического отношения к своей речи и речи сверстников, стремление говорить грамотно.
5. Формировать навык объяснительной речи.
Приемы:
1. Наводящие вопросы.
2. Коллективный разговор.
3. Высказываться и быть услышанным.
4. Тихий опрос.
5. Игровые приёмы (ворота, сказочный персонаж).
6. Деление на команды  и работа в командах.
7. Изменение громкости и темпа голоса.

Ход занятия.
Дети входят в группу, садятся на стулья полукругом.
- В гости пришла сказка и начинается превращение. Теперь я не Юлия Анатольевна, а  «Точка» (надеваю шапочку и накидку, кружусь, дети меня рассматривают).

Вос-ль - «точка»: Дети, у меня беда. Я  вышла из страны Знаний, а Карабас - Барабас закрыл ворота и забрал ключ.

И пока я не узнаю, что такое «слово» и что такое «предложение», он мне не отдаст ключ от ворот.(пауза). А вы знаете, такое «слово» и что такое «предложение». (Ответы детей: да). Вы мне  поможете понять такое «слово» и что такое «предложение».?
Вос-ль: так что такое «слово»? ( ответы детей). (Слово – это все, что мы произносим).
Вос-ль: показывает картинку «белочка»: Каким словом эту картинку назовём?            
Какая белочка?(прилагательные)
Что белочка делает? (глаголы).
Итог: Вот сколько слов мы сказали о белочке.
Вос-ль: А что такое предложение? (предполагаемые ответы детей)
Вос-ль: а теперь послушайте что такое предложение по - школьному: Предложение - это законченная мысль в слух. Мы должны понять, о чем говориться в предложении.

Задание: (показываю детям картинки «флейта»). Договариваемся, что картинка «флейта » будет обозначать слово  «музыка»; картинка «неваляшка» обозначает слово «звучит»).
Вызываю двух детей с картинками «флейта» и «неваляшка». Составляем предложение «Музыка звучит». Читаем. Предлагаю слову «звучит» встать впереди слова «музыка», читаем.

Показываю картинку «Цветы», договариваемся, что это слово будет обозначать слово «красивый»  Даю картинку ребёнку. Предлагаю встать слову «красивый» первым в предложении « Красивая музыка звучит». Читаем. Предлагаю «словам» поменяться местами в предложении: «Музыка звучит красивая» «Звучит красивая музыка».
Работа внутри предложения:
- Назови первое слово.
- Назови последнее слово в предложении.
- Слово «красивая» стоит на каком месте?
- О чем говориться в предложении?
- А что  музыка   делает?
- Ребята, а Я- точка, где должна стоять в предложении? (дети ставят «вос-ль -  точку»)
- Получилось у нас составить и прочитать предложение? (ответы детей)
Вос-ль (подводит итог): я поняла, что  мы говорим словами, а из слов составляем предложения.

Появляется на полу ключ.

Вос-ль: Ой, что это? (дети: ключ)
Вос-ль: Ура! Я попаду обратно в страну знаний! Пойдемте скорей, откроем замок. ( Дети проверяют  подходит ли  ключ к замку)
Дети:  Ключ не подходит.
Физ. Минутка. Игра «Предложение, не предложение».  Называю слов – встать,  Говорю предложение – сесть  (главная задача вос-ль –  психологическая разгрузка детей, поэтому постепенно темп ускорять. Чтобы запутать  детей).

Появляется на полу ключ.

Вос-ль: Ой, ещё ключ. ! Я попаду обратно в страну знаний! Пойдемте скорей, откроем замок. ( Дети проверяют  подходит ли  ключ к замку)
Дети:  Ключ не подходит.
Вос-ль: Да, не так то просто у Карабаса получить ключ, придётся ещё задание выполнять. ( Достает из конверта. В нем на жетонах буквы «А», «Б»,»Д», рассыпает на полу, каждый ребёнок берёт по –одной букве. Вос-ль достаёт из конверта  листок, читает: надо  разделиться на три команды. (пауза). Делимся на команды по жетонам. А по какому по  принципу - догадайтесь сами. ( дети делятся на три команды, и садятся за столы.
Вопросы к детям: почему вы сели вместе? Какая буква вас объединила?
Вос-ль: задание -по картинке составить предложение, схематично выложить предложение словами-полосками.(пауза). Сколько полосок, столько слов в вашем предложении.(пауза) Одно слово - одна полоска. Полоски наклеиваем на лист бумаги. Готовность показываем сигналом.
Вос-ль: Владик, напомни, как мы работаем в команде?
Дети сидят по шестеро, выполняют задание.
Вос-ль: Проверяем. (Дети встают всей командой около доски).  Скажите ваше предложение все вместе. Спросить  другие команды: сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово в этом предложении. Про кого говориться в этом предложении?).

Появляется на полу ключ.

Вос-ль: Еще один ключ! (Открываем замок. Звучит музыка. Ворота открываются.)
Вос-ль: Пошлите со мной, зайдем в страну Знаний. (Уходят, за воротами – книги. Вос-ль: книги - это источник знаний, они написаны словами и предложениями. (Дети рассматривают книги).