И.Г. Фёдоров, зам. директора по УВР МБОУ «Школа №2» 

В последние годы работа с одаренными детьми выходит на приоритетные позиции современного образования. Это во многом обусловлено тем, что становление постиндустриального общества приобретает чёткие формы и основной источник экономического прогресса государства смещается в область новых разработок и технологий, и соответственно ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала. Актуальность направления работы с одаренными детьми обозначена в различных документах федерального уровня, в том числе: в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), в Национальной образовательной стратегии-инициативе "Наша новая школа", в послании Президента Российской Федерации А.Д Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009г., и Протоколе заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи и совершенствованию проведения единого государственного экзамена от 20 июля 2011 г. [4;5].

Детская одаренность – это важнейшая комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема нашего государства. В работе с талантливыми детьми и молодёжью в школе педагогическая наука и учителя-практики выделяют ряд проблемных вопросов. Мы остановимся на двух аспектах работы с одарёнными детьми.

Аспект 1. Проблемы выявления одаренных детей

На заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи 20 июля 2011 года председатель Комиссии Сергей Евгеньевич Нарышкин озвучил важнейшую на сегодняшний день задачу – принципы формирования общенациональной системы поиска талантливых детей и молодёжи. Специально созданной рабочей группе было поручено разработать проект концепции интеграции эффективных механизмов поиска талантливых детей и молодёжи в общенациональную систему, проект соответствующего комплекса мер по её реализации и предложения по созданию интернет-портала для педагогов, детей и их родителей в целях их информационно-аналитического и научно-методического обеспечения [5]. Срок разработки проекта установлен до 1 марта 2012 года.

Важность решения задачи выявления одаренных детей диктуется рядом обстоятельств.

Во-первых, потому, что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются, по меньшей мере, непонятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания, – видеть своего ребенка таким, как все. Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов. В-третьих, одаренные дети, попадая в щкольные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделятъся, не выглядеть «белой вороной» и их творческие возможности со временем могут нивелироваться [1]. «Усреднение» одаренного ребенка, снижение общего интеллектуального и творческого потенциала сопровождается наличием выраженных невротических явлений, так называемым "синдромом бывшего вундеркинда". Ощущение творческой несостоятельности, "зацикленность" на прошлом и часто болезненные амбиции входят в этот синдром, что, в свою очередь, является причиной невротического и даже психопатического развития личности.

Одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, и оценивается многими учителями как упрямство, лень или даже глупость. Невысокий психологический уровень подготовки учителя для работ с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, учителя отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему, истеричность, неумение следовать принятым образцам. Среди таких учителей бытует мнение, что одаренный ребенок не нуждается в помощи. Сложность состоит и в низком уровне подготовки учителей, не способных работать с одаренным ребенком, и в недостатках программ и психологических знаний у учителей.

Кроме того, оригинальность творческого мышления часто оценивается окружающими как отклонение. Одаренным детям приходится около 2/3 времени в школе проводить впустую, проявляя "интеллектуальный саботаж". Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых); в подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров.

В этой связи отметим, что возникает необходимость усовершенствования традиционно используемых методик выявления юных дарований. Традиционное применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, а также тестов на оценку их успеваемости (достижений) может и должно быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых учителями, сведениями от родителей, данными наблюдений. При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования [2].

Аспект 2. Индивидуальные занятия с одарёнными детьми

Большинство учителей, работающих с талантливыми школьниками, выделяют индивидуальные занятия как главную форму работы с одарёнными детьми. Но такая работа предполагает разработку специальных творческих программ и наличие у учителей значительной компетентности, которая позволяла бы приспосабливать обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения, применение различных методов к различным группам учащихся. При разработке специальных творческих программ можно выделить основные принципы специализации, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста:

1. Содержание учебной программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.

2. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна:

  • a) предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
  • b) давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
  • c) предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.
  • d) поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.
  • e) способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.
  • f) уделять особое внимание сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.

И в заключение данной статьи отметим, что в современной системе образования очень актуальны проблемы работы с одаренными детьми не только обозначенные в данной статье, но и не рассмотренные в ней.

Решение этих проблем поможет правильно выстроить взаимоотношения одаренного ребенка с окружающим миром, позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.

Литература

  1. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика // Психологический журнал. – 1995. – №4. – С.73.
  2. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.
  3. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.
  4. URL: http: // президент.рф/news/6683 Основные направления президентской инициативы «Наша новая школа» от 21 января 2010г.
  5. URL: http: // state.kremlin.ru/face/12128 Протокол №1 заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи и совершенствованию проведения единого государственного экзамена от 20 июля 2011 г.
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?