Адаптация – это своеобразный эмоциональный стресс для ребенка. И главная задача, всех взрослых окружающих малыша, помочь ребёнку перенести эту ситуацию, как можно менее болезненно. Освоиться в непривычной ему обстановке, привыкнуть к новым людям, к новым правилам. Поэтому адаптационный процесс надо начинать ещё до прихода малыша в сад. Родители должны рассказать ребёнку, что такое детский сад, зачем дети туда ходят, почему Вы хотите, чтобы ребёнок туда пошёл.
- Приблизьте домашние условия к особенностям д/с: внесите элементы режима, упражняйте ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.
- Постепенно меняйте режим (если Ваш режим не совпадает с режим детского сада.) и приучайте ребёнка к новому укладу жизни.
- В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Не пугайте ребёнка детским садом.
- Не создавайте у ребёнка иллюзий, что всё будет исполнено по первому требованию, объясните, что в группе много детей и иногда придётся ждать своей очереди.
- Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он сможет обратиться за помощью, к примеру, если ребенок захочет пить – надо подойти к воспитателю и попросить.
К моменту поступления ребенка в детский сад ребенок должен уметь:
- владеть элементарными навыками самообслуживания;
- активно участвовать в одевании и умывании;
- самостоятельно пить из чашки и пользоваться ложкой;
- уметь обращаться к взрослому за помощью.
Это во многом облегчит процесс адаптации ребёнка в саду.
Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания увеличивается постепенно в зависимости от привыкания ребенка. Данный вопрос обсуждается с родителя и корректируется исходя из возможностей ребёнка.
Посещая детский сад, старайтесь выстраивать Ваши взаимоотношения с воспитателями, родителями и детьми группы в позитивном русле. Тем не менее, проясняйте ситуации, тревожащие Вас незамедлительно. Не стесняйтесь обращаться к воспитателям за советами, задавать вопросы.
Обдумайте заранее все плюсы и минусы посещения детского сада, помните, что никакое развитие ребёнка не может идти успешно на фоне отрицательно отношения ребёнка к детскому саду. Учитывайте возраст Вашего ребёнка, проявления самостоятельности и владение навыками самообслуживания.
Плюсы и преимущества посещения детского сада.
Общение со сверстниками, детский коллектив. В группе других детей ребенок приобретает опыт дружбы, разрешения конфликтов, получает возможность совместных игр, учится определять свое место в коллективе.
Знакомство с понятием дисциплины, умение взаимодействовать в социуме, строить отношения с другими взрослыми людьми. Ребенок получает представление о том, что в обществе существуют принятые для всех правила поведения. Дети учатся налаживать отношения с другими взрослыми людьми, не только с членами своей семьи. Эти взрослые – педагоги, персонал сада - могут демонстрировать разные модели поведения и побуждают ребенка осваивать непривычные для него роли, например, слушаться. Умение ориентироваться в обстоятельствах и считаться с людьми, привычка к регулярной концентрации внимания на занятиях, формирование режима упрощает дальнейшую адаптацию к школе.
Занятия, направленные на интеллектуальное, эстетическое и физическое развитие ребенка.
Конечно, иногда их оказывается недостаточно, и в любом случае папам и мамам необходимо уделять внимание и заниматься с детьми помимо сада. Далеко не все родители хотят и умеют ежедневно организовывать разнообразные и полноценные занятия для своих детей, и посещение детских центров в силу разных причин доступно не всем.
Сложности и минусы детсада.
Адаптация. Процесс привыкания ребенка к посещению детсада протекает индивидуально, однако существуют часто встречающиеся проявления. Общение с коллективом детей и взрослых, необходимость подчиняться новому режиму. Многие дети реагируют изменением поведения дома – могут становиться более возбудимыми или подавленными, капризными или демонстративно непослушными по отношению к родителям. Меняться может аппетит и сон ребенка. Детки могут отражать накопленные в течение дня впечатления, например, от игр с другими детьми или их рассказов, либо просто сбрасывать накопившееся напряжение. Не обязательно ребенку плохо в саду, однако он может просто скучать по родителям и их вниманию, ведь до начала посещения детсада совместного времяпрепровождения было намного больше.
Также увеличивается количество простудных и иных заболеваний. Это происходит как по объективным причинам – в детских коллективах легче распространяются различные инфекции, так и по субъективным – ребенок может таким образом стремиться остаться дома, с мамой. Для успешной адаптации важна предварительная подготовка и время, выделенное на постепенное вхождение малыша в коллектив. Немаловажен профессионализм воспитателя, его умение и стремление наладить с ребенком контакт. Очень значимыми остаются внимание, любовь и поддержка родителей.
Уважаемые родители, учитывайте все эти факты. Помните, что совершенных людей нет, будьте снисходительны и терпимы к другим. Не стоит забывать о том, что наглядным примером должны выступать, прежде всего, сами родители