В современном обществе, к сожалению, проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка:

 

как телесные наказания,

запугивание,

лишение ребенка общения или прогулки и т.п.

Согласно статистике, ежегодно отмечается увеличение числа детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения в различных его формах и проявлениях.

Причины скрываются в политической и социальноэкономической нестабильности общества, неблагоприятных социальнобытовых условиях жизнедеятельности семей, изменениях ценностных ориентаций людей, чрезмерной занятости родителей и т.п.

          Известны такие цифры:

Кемеровская область зафиксировали 43 случая жестокого обращения с несовершеннолетними.

За Кузбассом, с огромным отставанием, в рейтинге жестокости следует Республика Бурятия. Её показатель почти в два раза меньше – 25 зарегистрированных фактов.

Третье место разделили Иркутская область и Красноярский край – 18 пострадавших детей.

 На четвёртой позиции находится Москва, где приняли жалобы от 12 потерпевших,

В северной столице России – 10 таких случаев,

В Новосибирской области – 9 фактов,

В Алтайском крае – 7.

Случаи деструктивного, жестокого поведения, разнообразные формы насилия по отношению к детям (в т.ч. и в кровной или замещающей семье) распространены в современном обществе; сообщения о них регулярно попадают на первые полосы СМИ. В любой образовательной организации независимо от организационной формы могут возникнуть ситуации насилия и так называемой дедовщины.

Учреждения, в которых воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, замещающие семьи, в которые уходят эти дети, в контексте данной проблематики занимают особое место. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей особая группа риска, чей жизненный опыт может включать уже свершившиеся факты той или иной формы насилия

        Длительное воздействие на ребенка неблагоприятной обстановки (в школе, семье, среди сверстников) приводит к глубоким личностным и социальным нарушениям, формированию личностных деформаций и последующих отклонений в поведении и, в совокупности факторов, является одной из причин социальной дезадаптации.

           Последствиями и проявлениями социальной дезадаптации являются ранняя алкоголизация, детская наркомания и токсикомания, побеги из дома, бродяжничество, проституция, суицид. Эти явления приобретают все более широкие масштабы и превращаются в серьезную социальную проблему

           Социальная дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

           Дети – сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

           Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

           Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, особая категория, которая требует пристального внимания со стороны специалистов разных служб сопровождения.

Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.

Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних. Жестокое обращение с ребенком в любых формах может проявляться со стороны других несовершеннолетних, что носит название «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля).

Жестокое обращение с ребенком со стороны родителей и других родственников является формой насилия в семье.

Насилие классифицируется по нескольким параметрам:

- явное или скрытое, в зависимости от стратегии поведения обидчика;

- происходящее в настоящем или случившееся в прошлом;

- единичное или множественное, длящееся многие годы.

Жестокое обращение с детьми является медицинской, психологической и юридической проблемой. Любые формы насилия, халатного отношения к ребенку запрещены законом, влекут за собой уголовную ответственность. Согласно статистике, количество детей, подвергшихся жестокости родителей, растет ежегодно.

Акты физического надругательства испытывают 25% детей и подростков.

Сексуальному насилию подвергаются 20% девочек, 7-8% мальчиков. Жертв пренебрежительного отношения, психологического прессинга, предположительно, больше, однако точное их количество неизвестно.

Формы жестокого обращения с детьми:

1. Физическое насилие;

2. Сексуальное насилие;

3. Эмоциональное (психологическое) насилие;

4. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка.

Физическое насилие, в отношении детей, - это преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. К нему относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Формы физического насилия:

- Избиение;

- Пощечины, подзатыльники, тычки, шлепки, щипки;

- Порка;

- Нанесение травм, ожогов;

- Вырывание волос;

- Фиксация в неудобной позе;

- Укусы;

- Изоляция (запирание в кладовке, туалете);

 - Преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление ребенка в мороз на улицу без теплой одежды);

- Грубое нарушение режима дня;

- Обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию (предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос) - Сильное встряхивание грудных детей.

Сексуальное насилие или развращение есть вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.

Формы сексуального насилия над ребенком:

Контактное:

-Половой акт;

- Телесный контакт с половыми органами ребенка;

- Введение различных предметов во влагалище или анус ребенка;

- Мастурбация.

Неконтактное:

- Демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц ребенку;

- Демонстрация эротических и порнографических материалов ребенку;

- Совершение полового акта в присутствии ребенка;

- Подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур;

- Принуждение ребенка к раздеванию в присутствии других лиц;

 - Игры сексуального характера;

- Изготовление порнографических изображений ребенка;

- Подавление нормальных сексуальных интересов ребенка или стимулирование детской сексуальности в ущерб другим аспектам развития ребенка;

- Разговоры о сексуальности, не соответствующие возрасту ребенка. Формы коммерческой сексуальной эксплуатации:

- Детская проституция;

- Детский сексуальный туризм;

 - Детская порнография;

- Трэффик детей (торговля детьми) в сексуальных целях. 

         Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

Формы психологического насилия:

Отвержение – вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка и принижающие его достоинство: враждебное отношение, унижение, в том числе публичное; высмеивание, превращение ребенка в «козла отпущения».

Терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над ребенком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение ребенка в страшное для него место; оставление ребенка в опасности; предъявление нереалистичных требований к ребенку, не соответствующих его уровню развития.

Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

Изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться с другими людьми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.

Развращение – действия по отношению к ребенку, которые становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения:

побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению; Формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка; воспрепятствование естественному развитию ребенка; лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания

Целесообразно подразделять три уровня жестокого обращения:

- минимальный - опасность трагических последствий незначительна. Факты плохого обращения с ребенком носят единичный характер, но вероятность повторения подобных фактов очевидна.

- средний - серьезные последствия для здоровья, жизни, нормального развития не наступают немедленно, вследствие такого обращения с детьми, но могут проявиться в будущем.

- критический - оставление ребенка в семье без неотложной помощи может привести к серьезным нарушениям физического или психического здоровья, смерти ребенка.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» (с изменениями и дополнениями), органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

1) органы прокуратуры - о выявлении случаев угрозы жизни и здоровью и (или) совершения жестокого обращения с ребенком, насильственных действий, в том числе сексуального характера;

2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, действиях либо бездействии должностных лиц, родителей, лиц их заменяющих, не обеспечивших защиту прав и законных интересов детей;

3) органы опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

4) органы управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

5) органы внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия;

6) органы управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

7) органы управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

8) органы по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

На основании Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» разработан, утвержден и по настоящее время действует «Порядок межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних», утвержденный постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Целью межведомственного взаимодействия является профилактика жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних и оказание комплексной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения.

Задачи межведомственного взаимодействия:

- профилактика жестокого обращения в отношении несовершеннолетних;

- ранее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, их учет и своевременное оповещение субъектов межведомственного взаимодействия;

- мотивирование родителя (законного представителя) или другого взрослого из ближайшего окружения несовершеннолетнего, обладающего ресурсом помощи, на защиту интересов ребенка и направление детей и родителей в организации и учреждения для получения комплексной помощи;

        - реализация совместных действий учреждений субъектов системы профилактики по обеспечению безопасности несовершеннолетних,

- пострадавших от жестокого обращения, и проведение индивидуальной профилактической работы с ними и их семьями;

- обеспечение доступности информации об учреждениях и службах, оказывающих помощь в случае жестокого обращения с несовершеннолетними.

Порядок межведомственного взаимодействия определяет субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, действия работников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних.

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?