1. Когда вы отдаете распоряжения, можете формулировать их следующим образом: «мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, убери свою обувь от двери». Ключевым моментом в данной ситуации является просьба о помощи.
  2. Сообщайте детям заранее, что они должны подготовиться к какому-то занятию (например, к обеду) через пять минут.
  3. Предоставляйте детям как можно больше возможностей для выбора. Если они обычно не идут к столу обедать, скажите им, что у них есть выбор, когда им прийти: через одну минуту или через две. Если они специально испытывают ваше терпение и провоцируют вас, не соглашайтесь на то, чтобы изменять уже предоставленные возможности. Если же дети предлагают альтернативу, что вполне допустимо, тогда на вопрос, могут ли они прийти обедать после того, как уберут игрушки, соглашайтесь.
  4. Всякий раз объясняйте детям, почему вы хотите, чтобы то или иное дело было сделано.
  5. Давайте им только одно задание на определенный период времени, что бы они не были перегружены слишком большим количеством распоряжений.
  6. Посидите с детьми и вместе обсудите, каковы будут их ответные меры на их плохое поведение. Например, скажите: «У тебя есть привычка разбрасывать вещи по дому, и я должна перешагивать через них. Что мы будем делать с этим? Может, ты сам, поможешь мне решить, что будет, если ты не уберешь свои вещи?» и в дальнейшем придерживайтесь совместно достигнутого уговора.
  7. Выделите стул или тихий уголок для «тайм-аутов», куда ребенок будет отправляться в случае наказания. Вы не должны отсылать детей просто в их комнату, где полно игрушек и всяких интересных вещей, с которыми можно поиграть во время наказания.
  8. Если ребенок расшалился, вы можете попросить его успокоиться на счет «три». Если вы досчитали до трех, а он не прекратил безобразничать, его следует наказать.
  9. Постарайтесь исключить эмоции, не читайте ему нотаций и не спорьте с ним. Делайте то, что считаете нужным: «Таня, я не собираюсь спорить с тобой. Бить других людей нехорошо, и я хочу, чтобы ты сейчас подумала о своем поведении. Отправляйся сейчас же в тихое место». Дети должны твердо знать, что любое действие имеет последствия. Если ребенок кричит или плохо себя ведет, вы должны продлить время наказания, не забудьте спросить ребенка, понял ли он, почему был наказан.
  10. Вы можете завести карту со звездочками или график, где в течении определённого времени будут делаться заметки о хорошем поведении ребенка. Когда наберется достаточное количество этих заметок, ребенок может получить дополнительное поощрение, скажем, в виде прогулки или поездки куда-нибудь. Это хороший метод для контроля за поведением.
  11. Не забывайте подмечать, когда ваши дети хорошо себя ведут, и хвалите их за то, что они отвечают вашим ожиданиям: «Я рада, что ты….», или «Это здорово, что ты…».
  12. Попросите ребенка воспроизвести ту модель поведения, которую вы от него ожидаете: «Ваня, нехорошо ходить по комнате в уличной обуви. Ты можешь показать мне, как нужно вести себя в таком случае?» Ваня снимает ботинки. «Спасибо, я знала, что ты можешь это сделать. Так лучше».
  13. Дети чувствуют себя в большей безопасности, если имеют дело с многократно повторяющимися действиями, они более восприимчивы и лучше реагируют, когда регулярно едят, спят, играют. Не забывайте быть последовательным. Даже если вы чувствуете, что вам не хватает сил претворять в жизнь ваши планы относительно дисциплины. В противном случае дети поймут, что им совершенно не требуется следовать правилам, потому, что эти правила все время меняются.

Адаптация – это своеобразный эмоциональный стресс для ребенка. И главная задача, всех взрослых окружающих малыша, помочь ребёнку перенести эту ситуацию, как можно менее болезненно. Освоиться в непривычной ему обстановке, привыкнуть к новым людям, к новым правилам. Поэтому адаптационный процесс надо начинать ещё до прихода малыша в сад. Родители должны рассказать ребёнку, что такое детский сад, зачем дети туда ходят, почему Вы хотите, чтобы ребёнок туда пошёл.

  • Приблизьте  домашние условия к особенностям д/с: внесите элементы режима, упражняйте ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.
  • Постепенно меняйте  режим (если Ваш режим не совпадает с режим детского сада.) и приучайте ребёнка к новому укладу жизни.
  • В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Не пугайте ребёнка детским садом.
  • Не создавайте у ребёнка иллюзий, что всё будет исполнено по первому требованию, объясните, что в группе много детей и иногда придётся ждать  своей очереди.
  • Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он сможет обратиться за помощью, к  примеру, если ребенок захочет пить – надо подойти к воспитателю и попросить.

К моменту поступления ребенка в детский сад ребенок должен уметь:

  • владеть  элементарными навыками самообслуживания;
  • активно участвовать в одевании и умывании;
  • самостоятельно пить из чашки и пользоваться ложкой;
  • уметь обращаться к взрослому за помощью.

Это во многом облегчит процесс адаптации ребёнка в саду.

Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания увеличивается постепенно в зависимости от привыкания ребенка. Данный вопрос обсуждается с родителя и корректируется исходя из возможностей ребёнка.

Посещая детский сад, старайтесь выстраивать Ваши взаимоотношения с воспитателями, родителями и детьми группы в позитивном русле. Тем не менее, проясняйте ситуации, тревожащие Вас незамедлительно. Не стесняйтесь обращаться к воспитателям за советами, задавать вопросы.

Обдумайте заранее все плюсы и минусы посещения детского сада, помните, что никакое развитие ребёнка не может идти успешно на фоне отрицательно отношения ребёнка к детскому саду. Учитывайте возраст Вашего ребёнка,  проявления самостоятельности и владение навыками самообслуживания.

1. Убедитесь, что ребёнок Вас слышит.

Подойдите к ребёнку, установите с ним зрительный контакт, устраните отвлекающие факторы (например, телевизор). Избегайте общаться с ребёнком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету.

2. Используйте нейтральный, доброжелательный, спокойный тон  голоса. Не умоляйте и не кричите.

Детям необходимо научиться реагировать на нормальный тон голоса. 

Если взрослый повышает тон голоса, кричит, когда дети как будто бы их не слушают, это ловушка. Как только взрослый начал кричать, чтобы показать, что дело серьезное, и он действительно имеет в виду то, что говорит, ребенок понимает, что указания, даваемые нормальным тоном, можно игнорировать. Через некоторое время взрослые  могут обнаружить, что им постоянно надо кричать, чтобы привлечь внимание ребенка.

Например: «Сядь здесь сейчас же».- «Подойди и сядь рядом со мной».

Рекомендации для родителей

Делайте!

Не делайте!

Радуйтесь вашим сыну и дочке

Не перебивайте ребенка

Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном

Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов

Слушайте ребенка внимательно, не перебивая

Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен

Установите четкие и определенные требования к ребенку

Не говорите: “Нет, она не красная”, лучше скажите: “Она синяя”

В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними

Не устанавливайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание

Будьте терпеливы

Не оскорбляйте ребенка

Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное

Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил

Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы

Не ожидайте от ребенка понимания всех ваших чувств

Чаще хвалите ребенка

Не ожидайте от ребенка понимания абстрактных рассуждений и объяснений

Поощряйте игры с другими детьми

Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми (братом или сестрой, соседями и пр.)

Используйте развивающие игры и игрушки

Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: “Не так, переделай”

Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и др.)

Не требуйте слишком многого - пройдет немало времени, прежде чем ребенок научится самостоятельности

Интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду

Не критикуйте ребенка

Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые положительные впечатления, о которых он мог бы рассказать

Не запрещайте общаться с другими детьми