Всем родителям хочется, чтобы их ребенок вырос умным и любознательным. Пока он еще совсем мал, одним из занятий, развивающих малыша, является чтение книг. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

Что приобретает ребенок, когда родители ему читают?

Как минимум в «совместном» чтении – четыре преимущества.

  • Во-первых, пока вы ему читаете, ваше чадо фантазирует, создает зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии есть важнейшая ступень на пути становления творческой личности. Если у вас не получается читать часто, то хорошим подспорьем вам могут стать кассеты с аудиозаписями сказок, рассказов, пьес.
  • Во-вторых, когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво.
  • В-третьих, когда вы читаете, вы проводите время с вашим сыном или дочерью, которое вам потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело.
  • В-четвертых, когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, он начинает хорошо запоминать со слуха.

Задачи ознакомления с книгой детей 2-5 лет:

  1. формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения;
  2. обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
  3. учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями;
  4. помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;
  5. помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
  6. поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;
  7. помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.

Гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребенка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной. Тогда чтение становится желанным и ожидаемым. В течение дня это счастливое время: всегда найдется 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребенку. В режиме необходимо выделить определенное время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

Еще несколько лет назад родители с трудом могли приобрести нужную книгу в магазине. Сейчас все обстоит иначе: прилавки переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Многие мамы, папы, бабушки и дедушки сталкиваются с трудностями в выборе красивой и полезной детской книги.

Чтобы заинтересовать ребенка, книга должна соответствовать его возрасту, содержать несложный сюжет, с четкой последовательностью событий. Если взрослый не читает малышу весь текст книжки, а просто показывает понятные ему картинки, можно воспользоваться  книжками для детей старшего возраста, и даже взрослыми журналами. Часто дети хотят сами «почитать» книгу: они ее листают, без конца открывают и закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому, выбирая первые книжки для малышей, взрослые должны обратить внимание на то, чтобы  страницы и обложка были прочными. Книжки с объемными, выдвигающимися частями не  подходят для маленьких детей и вряд ли прослужат долго, так как движения малыша еще не скоординированы, а материал, из которого изготовлены подобные вкладыши, предназначен для более деликатного обращения.

По формату лучше выбирать небольшие книжки, чтобы обращение с ней было комфортным для ребенка.

Иллюстрации в детских книжках также должны быть доступны детскому восприятию, а изображения - похожи на реальные предметы.

Когда книжка уже куплена, перед родителями встает вопрос: как ее читать, чтобы у ребенка появился интерес к чтению? Некоторые малыши могут подолгу сидеть с мамой и завороженно слушать даже длинные и сложносюжетные истории, живо интересуются книгами, повсюду их носят, перелистывают страницы, рассматривают картинки и «читают» вслух. Они с огромным удовольствием слушают, когда им читают взрослые. Другие вырываются и убегают, как только родители начинают им читать. Почему? Причин может быть много, перечислим некоторые, наиболее часто вызывающие  сопротивление ребенка:

  • в выбранной книге нет заинтересовавших его картинок (их или слишком мало, или они непонятны);
  • взрослые выбрали неподходящий ребенку темп для чтения (читают слишком быстро или слишком медленно, длительное чтение также утомляет  ребенка);
  • малыш просто устал, плохо себя чувствует или хочет в этот момент заниматься чем-нибудь другим.

Как же заинтересовать ребенка?

Сначала стоит просто показать ему книгу, полистать ее, обратить внимание на некоторые картинки. Дайте ребенку самому полистать страницы. Быть может, до определенной поры это будет единственно приемлемый для него способ общения с книгой. В этом случае лучше не форсировать события, а предоставить малышу свободу.

И только тогда, когда ребенок освоит эту операцию (или параллельно с ее освоением), взрослый может привлекать его внимание к той или иной картинке, называя, что на ней изображено, например: «Это зайчик». Если ребенок заинтересован, следует фиксировать его внимание на деталях изображения: «Смотри, какие у зайчика длинные-длинные ушки» и т. д. После таких нетрудных занятий малыш, перелистывая в очередной раз книжку, будет радостно улыбаться, узнавая знакомую картинку.

Если ребенок уже проявляет интерес к совместному «чтению», взрослые могут перейти к краткому пересказу содержания книжки, при этом называя и показывая героев и предметы на картинках (если малыш уже говорит, попросите его повторить).

Вслед за этим этапом знакомства с книгой возможен переход к более сложным пересказам сюжета, а также к чтению текста, написанного под картинкой.

Будьте внимательны, как только ребенок будет проявлять признаки утомления, переключите его на другой вид деятельности, а к чтению можно будет вернуться позже. Тогда у него не сформируется негативного отношения к этому интересному и полезному занятию.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

  1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
  2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место..
  3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств  дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
  4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».
  5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
  6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
  7. Читайте книги всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.
  8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
  9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
  10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.
  11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
  12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Читайте детям вслух не только все дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником, выбирая для этого такие книги, с которыми ему самому не справиться.