Вопрос преемственности между дошкольным и начальным образованием на современном этапе рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни первоклассника. Создание системы успешной адаптации младших школьников, – стратегическая задача, над которой работает коллектив школы №2 им. Ю.А. Гагарина на протяжении последних лет.
Одним из мероприятий в этой системе стал день открытых дверей: «Адаптация первоклассников в рамках проекта «Повышение математической грамотности учащихся» для сетевых партнеров – дошкольных и общеобразовательных учреждений города, проведенный 16 октября.
Нашими гостями стали воспитатели, методисты детских садов №17 и №9 (во главе с заведующей Н.Ю. Баталовой); учителя начальных классов, завучи школ №5 (во главе с директором Л.В. Шиверновской) и №9 (во главе с директором В.Г. Шведюк); методист городского информационно-методического центра Е.В. Фролова. Всего в этот день у нас побывало 32 человека.
Начался учебный день, с уже ставшей привычной для самых маленьких гагаринцев, общей утренней физической зарядки, которая обязательна для всех учащихся начальной школы, и проводится в рекреациях второго и третьего этажей под руководством учителей физкультуры А.А. Володина и М.В. Федоровой. После этого гости проследовали в классы.
Открытые уроки по математике давали О.И. Мороз (1А) и Ю.Н. Лукаускас (1Б). Предмет был выбран не случайно, ведь в нашей школе реализуется проект «Реальная математика», который направлен на повышение математической грамотности всех учащихся с 1 по 11 класс.
Первоклассники на уроке изучали числовой ряд. Ребята демонстрировали свои знания, полученные за полтора месяца обучения в школе, умение работать в группе, в паре и самостоятельно. Ученики порадовали своих бывших воспитателей из детских садов прилежной дисциплиной, умением быть внимательными и аккуратными. Во время урока учащиеся под руководством своих учителей делали в игровой форме физминутку, гимнастику для глаз, по системе Базарного и постоянно следили за своей осанкой, оттачивая умение правильно держать тетрадь и ручку. Закончился урок подведением итогов, где практически все ученики рассказали – чему новому они научились, изучая числовой ряд удивительной и пока еще такой загадочной для них математики.
После открытых уроков гости прошли в актовый зал, где заместитель директора по учебно-воспитательной работе Е.В. Дубовицкая провела мастер-класс «Реальная математика». На сорок минут все погрузились в решение математических задач, логических заданий, где воедино сплелись математика, география, история, русский язык, искусство шахматной игры.
Затем последовал психолого-педагогический консилиум по адаптации первоклассников, на котором педагоги приступили к серьезному обсуждению психологических особенностей первоклассников в период адаптации. Учителя 1А и 1Б классов О.И. Мороз и Ю.Н. Лукаускас представили социальный паспорт классов, особое внимание обратив на тех детей, которые посещали детские сады №9 и №17. Соответствуя заявленной форме консилиума, воспитатели помогали учителям понять социально-психологические особенности своих выпускников, обратить внимание на тех детей, которые имеют какие-либо затруднения. Разговор шел на профессиональном языке, воспитатели отметили значительные, качественные изменения, которые они увидели в своих воспитанниках за столь короткий период времени. Хочется отметить активное участие в разговоре заведующей детского сада №9 Н.Ю. Баталовой, которая хорошо знает детей, их семьи, особенности психофизического развития.
Педагог-психолог Т.А. Кожура представила результаты исследований, направленных на определение уровня мышления, внимания, памяти, умственного и интеллектуального развития первоклассников. На консилиуме поднимались серьезные профессиональные вопросы, педагоги размышляли и делились наработанным опытом, строили планы дальнейшего профессионального взаимодействия, определяли проблематику и советовались по вопросам преемственности. Деловой тон, профессиональный такт и многолетний опыт – вот связующие нити, которые позволяют нам сегодня решать серьезные управленческие задачи, направленные на преемственность детского сада и начальной школы.
Обобщая работу консилиума директор школы №5 Л.В. Шиверновская отметила, что главное в этой работе СИСТЕМНОСТЬ, которая ведется в школе и приносит сегодня такие серьезные результаты. Директор школы №9, депутат Городского Совета В.Г. Шведюк обозначила важность и своевременность поднятой темы, нужность и необходимость работы по преемственности как для детских садов, общеобразовательных школ, так и для самих учеников и их семей. По итогам работы психолого-педагогического консилиума был принят и подписан план сетевого взаимодействия по вопросам преемственности детских садов №9, №17 и школы №2 имени Ю. А. Гагарина на 2015-2016 учебный год.
После серьезной и напряженной работы для гостей была проведена экскурсия в школьном музее, где все познакомились с историей старейшей школы города Дивногорска,
День открытых дверей закончился, а кропотливая и системная работа школы по созданию комфортных условий, направленных на формирование личности достойного гражданина и патриота своей семьи, школы, края и страны ведется, набирая все новые обороты на гагаринской орбите.
И Ю. Ерошкина, директор МБОУ «Школа №2 им. Ю.А. Гагарина»
ФОТО: Ярослава Федорова