14 ноября в рамках ГМО воспитателей старших возрастных групп в МБДОУ д/с №10 прошло открытое мероприятие «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста». Тема непосредственной образовательной деятельности «Как поссорились молоко с лимоном и лаймом» (методика исследовательского обучения дошкольников А. И.Савенкова, культура питания, сочетаемые и несочетаемые продукты). Организаторами проблемно – игровой деятельности стали воспитатели Келерова Анна Борисовна (старшая возрастная группа «Солнечные зайчики») и Щербакова Евгения Александровна (подготовительная к школе группа «Морячок»).
Проблемная ситуация, предложенная детям, состояла в следующем: друзья детей – Фиксики ведут здоровый образ жизни и употребляют в пищу лишь полезные, богатые витаминами и полезными веществами продукты: молоко, цитрусовые (апельсины, лимоны, лайм). Но однажды, когда Фиксик съел апельсин и запил его молоком, у него заболел живот. Ребятам предстоялопомочь Фиксику понять, почему от полезных продуктов могут быть проблемы со здоровьем. В ходе занятия дети, объединившись в команды, действовали, как настоящие учёные: самостоятельно собирали информацию о цитрусовых, выдвигали гипотезы, проводили эксперименты по смешиванию молока с соком лимона и лайма, анализировали полученные результаты и выступали с сообщениями перед своими товарищами и гостями мероприятия. Очень ценно, что при работе в команде, дети имели возможность совершенствовать коммуникативные навыки: умение слушать и слышать, принимать помощь, выслушивать чужую точку зрения, договариваться, вести диалог. На протяжении 40 минут не было ни одного скучающего взгляда, все дети были заняты полезным и значимым для них делом: помощью друзьям, при этом они смогли самостоятельно извлечь из разных источников много полезной информации и применить её на практике. Сформулированный детьми вывод о том, что полезные продукты в сочетании могут принести организму лишь вред, подвёл их к пониманию того, что мир состоит из противоречий. В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего, стремлением к самостоятельной деятельности (целой группой, в парах или тройках).Исследовательское обучение направлено на развитие у детей умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. Методика А.И Савенкова позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, а включает в себя полный цикл исследовательской деятельности от определения проблемы, до представления и защиты полученных результатов.
Проект «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» (методика А.И. Савенкова)
Келерова А. Б. – воспитатель МБДОУ д/с №10, Зайцева О. А. – заместитель заведующего МБДОУ д/с №10