В последнее время люди стали все больше обращать внимание на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. Многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.
«Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы». Именно с территории образовательного учреждения у детей, родителей и жителей города начинает складываться мнение и о самой образовательной организации. Представьте себе два разных двора: в одном вы не увидите ничего кроме парочки клумб, лавочек и спортивной площадки. Такой двор становится просто проходным местом, задерживаться в котором не хочется. Другой же привлекает внимание с первых минут: здесь есть локации, где можно провести занятия на свежем воздухе, игровые, познавательные маршруты, экологические тропы и укромные зоны для уединения. Такая территория становится точкой притяжения для всех. Последний пример — не выдуманная картинка, а вполне реальное описание уже существующих дворов образовательных учреждений в нашем городе, где решения о том, как они будут устроены принимались не только администрацией учреждения, но и педагогами-энтузиастами, родителями и, конечно, самими обучающимися.
Большое значение в организации деятельности по ландшафтному дизайну в области озеленения и благоустройства территорий образовательных учреждений имеет проведение городского конкурса «Островки радости» в целях развития проектной и исследовательской культуры школьников и педагогов в области ландшафтного дизайна. Конкурс является муниципальным этапом краевого ежегодного смотра-конкурса ландшафтных проектов территорий образовательных учреждений Красноярского края «Гео-декор».
Организует и координирует конкурс филиал «Детская эколого-биологическая станция» МБОУ ДО «ДДТ» при поддержке Отдела образования администрации города Дивногорска. Партнер конкурса – благотворительная организация Фонд «Центр социальных программ».
20 мая 2024 года в Городском информационно-методическом центре собрались детско-взрослые команды на презентацию ландшафтных проектов территорий образовательных учреждений, которые будут реализованы в летний период текущего года.
На очный этап конкурса заявилось 5 образовательных учреждений в следующих номинациях:
«Азбука ландшафта» (проекты озеленения, выполненные детско-взрослыми командами для территорий образовательных учреждений) – детские сады №10, №13, №18;
«Ландшафтные элементы» (проекты фрагмента сада (цветники, альпийская горка, рокарий, скальная стена и т.п. водоемы, контейнерное и вертикальное озеленение, композиции с использованием малых архитектурных форм) или функциональные зоны (парадная, игровая, зона отдыха, учебно-опытная и т.п.) – школа №2 им. Ю.А. Гагарина и Дивногорская школа.
На заочном этапе конкурса команды занимались разработкой содержания и оформлением конкурсных проектов, готовили демонстрационный материал (электронную презентацию, макет, фотографии, отражающие дизайн проекта (цветника или участка территории учреждения) включающие: эскиз цветника, макет цветника, общий вид цветника и других элементов ландшафтного участка.
Экспертную оценку проектов осуществляло жюри в следующем составе:
- Ендальцева Анастасия Сергеевна, муниципальный координатор смотра-конкурса «Островки радости» - методист филиала «ДЭБС» МБОУ ДО «ДДТ», председатель.
- Романова Светлана Петровна, специалист по ландшафтному дизайну и проектированию территорий образовательных учреждений, секретарь.
- Артишевская Екатерина Вадимовна, менеджер программы корпоративного волонтёрства Эн+ Благотворительной организации Фонда «Центр социальных программ».
- Кононова Ольга Сергеевна, методист КГБУ СО «КЦСОН Дивногорский».
Конкурсные материалы участников оценивались согласно критериям краевого смотра-конкурса «Гео-декор».
Проекты, представленные в номинации «Азбука ландшафта»:
«Клумба «Матрёнин уголок» - проектдетского сада № 18 «Журавушка», руководитель – Белоногова Наталья Сергеевна, музыкальный работник. Цель проекта: создание на территории детского сада ухоженной, эстетически правильно оформленной (с элементами ландшафтного дизайна) клумбы «Матрёнин уголок», на которой будут произрастать горошек душистый «Нежные коготки», подсолнечник «Енисей», подсолнечник декоративный «Плюшевый мишка», петуния «Гландифлора галактика», флокс душистый «В гостях у сказки», алиссум «Снежный ковер». Основными задачами педагогов, реализующих данный проект – дать детям знания о цветах как о декоративных растениях, способах выращивания и ухода, учить детей замечать красоту цветов на клумбе, создать условия для совместного участия детей и родителей в проекте. При развитии ландшафтной дизайн-деятельности педагоги привлекают детей к оформлению детских площадок и уголков. Одна из современных форм воспитания детей – работа в экологически значимом пространстве, проходящем через различные природные объекты, где дети могут проявлять себя в создании ландшафтного дизайна: цветники, клумбы, огород, экологическая тропа, деревья и кустарники.
«Семья – это счастье» будет реализован на территории детского сада №13, руководитель проекта – Вычужанина Алена Гавриловна, воспитатель. Цель проекта – оформление фотозоны, приуроченной «Году семьи» как символа единения, любви, внимания, поддержки друг друга. Будут изготовлены малые архитектурные формы «Сердце», «Семейство зайцев», поставлены вазоны с цветами. Проект направлен на привитие детям семейных ценностей: любовь родителей и детей, забота друг о друге, взаимопонимание.
«Зеленая планета детства» - ландшафтный проект детского сада №10, руководитель проекта – Симановская Елена Александровна, воспитатель. Направлен на обновление парадной зоны за счет компонентов живописного оформления. Данное пространство станет благоприятной средой для воспитания у детей любви и бережного отношения к природе. В парадной зоне на зелёном газоне будет уставлена архитектурная композиция - символика детского сада «Аленький цветочек», изготовлены малые архитектурные формы. Растения, используемые в проекте: бархатцы, астра, петрушка кудрявая.
Проекты, представленные в номинации «Ландшафтные элементы»:
«Космическая фантазия» представила детско-взрослая команда школы №2 им. Ю.А. Гагарина, руководитель проекта – Аблашева Татьяна Владимировна, учитель технологии. В рамках проекта планируется создание цветника из многолетних и однолетних растений в парадной зоне пришкольной территории в космическом стиле. Созданный цветник должен облагородить вход в школу, быть ярким, запоминающимся и отражать общий космический стиль. По центру участка будет проходить искусственная река «Енисей» в виде покрашенного камня в синий и белый цвет, оформлены цветочные композиции – космические планеты с красными, желтыми и оранжевыми цветами (роза, астильба, бархатцы, настурция, лен очарование, бадан, лилии). Зоны цветника, расположенные в шахматном порядке, будут украшать яркие кустарники и многолетние растения – хосты с крупными очаровательными листьями, а также окантовка (с центральной стороны обзора) бело-бардового цвета из ясколки и кислицы травянистой. Во время разработки и реализации проекта участники получат знания и умения по основам ландшафтного дизайна и проектированию, правилам посева семян и выращиванию рассады, уходу за растениями в открытом грунте, овладеют умениями совместной творческой работы в группе, планирования и анализа своей деятельности, представлениясвоего продукта деятельности.
«Знакомые вещи», который представляла Дивногорская школа в этом году исполняется 17 лет! Его бессменный руководитель – Зайцева Марина Константиновна, учитель.Проект направлен на озеленение и благоустройство пришкольной территории совместными усилиями обучающихся, педагогов и родителей. «Важную цель, которую мы ставили перед собой 17 лет назад (привлечь обучающихся школы к озеленению территории, сделать такую работу традиционной) сегодня практически достигнута. Ежегодно проект развивается, участники всегда находят какую-нибудь изюминку, чтобы территория школы стала еще привлекательнее и красивее. Планирование ландшафтных работ по проекту на предстоящий учебный год осуществляется лишь после детального анализа результатов прошлого года, определение участников проекта, число которых с каждым годом растет», - говорит его руководитель Марина Константиновна. Необходимые знания и практические навыки по цветоводству участники проекта получают на занятиях по дополнительной общеразвивающей программе «Декоративное цветоводство». В этом сезоне проект ориентирован на парадную зону школы, где будет создана клумба «Под крышей дома моего», приуроченная к Году семьи. Клумбу украсят однолетние растения из разных видов тагетесов (бархатцев) и капусты декоративной (смесь окрасок) с учетом длительного (до самых заморозков) цветения выбранных растений. Также планируется фотозона, на которой будут атрибуты семьи: крыша дома, сердце, надпись «семья», МАФы (стул и стол). Все желающие могут свободно по сухой и чистой дорожке, которая будет застелена черным спанбондом, в любую погоду сфотографироваться на фоне клумбы.
Самый ответственный период у участников конкурса «Островки радости» – это реализация проектов. 22 июля пройдет выездная экспертная оценка реализованных проектов на территориях образовательных учреждений, которая определит победителей на заочный этап краевого смотра-конкурса «Гео-декор». По итогам очного (промежуточного) этапа (презентация разработанных ландшафтных проектов) командам будет выдан Сертификат участника.
Награждение участников и итоги смотра-конкурса «Островки радости» будут подведены на финальном мероприятии «Ландшафтный микс» в сентябре 2024 года.
Оргкомитет конкурса «Островки радости» желает всем участникам успешной реализации задуманных проектов и успехов в не легком, но нужном нашему уникальному городу, ландшафтном искусстве!
Ендальцева А.С.,
муниципальный координатор
городского конкурса «Островки радости»