Культурно-образовательная деятельность традиционна для музеев, однако её содержание, цели и задачи трансформировались в зависимости от потребностей общества в тот или иной временной период. В отечественном музейном деле в 1950-1960-х гг она называлась «научно-просветительская». Термин «культурно-образовательная деятельность», появившись в 1990-ые годы, отразил изменения, происшедшие в понимании музея, акцентируя внимание на приоритете проблем культурного развития в контексте гуманитарного знания.
Музей, доступный большей части социальных групп, способен в полной мере реализовать идею образования культурой. Одна из самых важных задач, которую ставят перед собой музейные педагоги, - помочь человеку начать воспринимать музейное пространство не как чужое, а как понятное ему, «своё». Эта задача выполняется в процессе диалога, когда юный посетитель через свои личные впечатления и переживания начинает чувствовать себя полноценным участником диалога, когда он может не только слушать, но и спрашивать, высказывать своё мнение, спорить и сопереживать.
В Дивногорском художественном музее разработаны две образовательные прогораммы: «Музей и дети» - для детей в возрасте от 6 до 10 лет и программа «Путешествие в страну искусства», которая рассчитана на детей в возрасте от 11 до 18 лет. Цель музейно-образовательных программ - привлечь учащихся к художественному музею – средству формирования эстетических и духовно-нравственных основ личности и её художественного вкуса. Основной задачей данных образовательных программ является развитие способности к сотворческому восприятию.
Занятия по программам предполагают тесную связь детского творчества с историей и опытом мирового изобразительного искусства. Обучающийся получает возможность, пополняя багаж знаний, переживать на собственном опыте культурный опыт человечества, из ярких фрагментарных частичек складывать единую цепочку и видеть единый мир во всем его многообразии.
Направления программы «Музей и дети»:
- использование системы игровых элементов, игровых упражнений;
- обязательное использование на занятиях других видов искусства (фольклор музыкальный, поэтический);
- использование разнообразия игр-бесед, что позволяет раскрыть творческие способ¬ности обучающегося за счет раскрепощения его в изобразительной дея¬тельности через многообразие техник и материалов (пастель, гуашь, акварель, тушь, перо, уголь, сангина).
Экскурсионные, лекционные занятия программы «Путешествие в страну искусства» дают обучающимся возможность:
-соприкоснуться с подлинником;
- освоить приёмы художественного анализа на примере конкретных работ;
- понять художественно-образную систему произведения изобразительного искусства.
Программа состоит из цикла лекций:
«Любимые художники» - рассказы о выдающихся художниках:
И. И. Шишкин, В. И.Суриков.
За 2008-2009 учебный год в музее побывало на экскурсиях 2782 ребёнка, проведено 95 практических занятий по программе «Музей и дети» и прочитано 52 лекции по программе «Путешествие в страну искусства».
В музейном лексиконе прочно закрепилось понятие нетрадиционных, или инновационных, методик и технологий, среди которых важное место занимает интерактивность. Все лекции в музее проводятся с показами слайдов на большом экране с изображением картин художника, о котором идёт рассказ.
Кроме этих лекций специалистами музея проводятся встречи с художниками. В этом учебном году прошли творческие встречи с Борисом Дмитриевичем Туровым – членом Профессионального Союза художников и членом Союза писателей, с Валерием Сысоевым – членом Союза художников России, художником декоративно-прикладного искусства, с молодым живописцем Анжелой Привалихиной – членом Союза художников с 2006 года.
Также ученики старших классов на базе выставки «Сердце, отданное детям» встречались со студентами из г. Дивногорска, которые учатся в Красноярском художественном училище им. В.И. Сурикова, прослушали их увлекательный рассказ о начале творческого пути будущих художников.
Специалисты художественного музея работают рука об руку с педагогами дивногорских школ и воспитателями детских садов. Как начальник отдела маркетинга я тесно связана с директорами школ, заведующими по воспитательной работе, классными руководителями, преподавателями по изобразительному искусству, преподавателями по мировой художественной культуре, заведующими детскими садами и воспитателями.
Почти все выставки в течение года посетили ученики 10 школы со своими преподавателями (директор Горяинов А.И.):
Ивановой Л. А. - 4 класс, Ревенко О.В. – 9 класс, Федяевой Т.Ю. – 7 класс, Фёдоровой Т.Ф. - 5 класс, Заикиной Р.М. –3 класс, Долгополовой В.Н. – 1 класс, Сергеевой Н.В. – 2 класс, Рогалёвой О.В. – учителя ИЗО. В этом особая заслуга завуча по воспитательной работе начальных классов Гербо Е.А. и завуча по воспитательной работе старших классов Солдатовой И.А.
Специалисты музея хорошо поработали совместно с преподавателями 2 школы (директор Подобедов Г.П.):
Гольцовой Л.И. – 3 класс, Малкиной Е.В. – 5 класс, Шуб А.И. – преподавателем изобразительного искусства.
Принимали участие в открытии выставок ученики и учителя 4 школы (директор Кириллина И.В.):
Комиссарова М.М. – завуч по воспитательной работе, Васильева В.Я – 5 класс, Яковлева Н.Ю. – 8 класс, Загумённая О.В. – 4 класс, Колесникова Н. В. – 2 класс, Платунова Т.М. – 3 класс, Карпухина Л.А. – 4 класс.
Наладились хорошие связи с преподавателями 5 школы (директор Перескокова О.С.):
Малкиной Е.В. – 5 класс, Шмидко О.М. – 4 класс, Демиш С.А – 3 класс, Сальникова Е.Б. - 3 класс.
Но особенно нас радуют воспитатели детских садов! С младых ногтей они стараются прививать детям любовь к прекрасному! А мы, работники музея, всегда готовы помочь им. С каким вдохновением эти маленькие художники рисуют, конструируют, выполняют графические работы, одним словом, творят! Видимо, стены музея, на которых выставлены произведения искусства, подталкивают их к написанию своих первых шедевров!
Активные посетители – дети подготовительных групп во главе с воспитателями: Марущак Г.Н. - 7 детский сад (заведующая Быстрова Т.И.); Богданова О.А. - 8 детский сад (заведующая Цыганкова Л.Н.); Погребная В.В., Румянцева Т.Н., Кушпа Э.Г., Минашкина Е.В., Петухова Л.Н. – 9 детский сад (заведующая Баталова Н.Ю.); Шматкова М.Н. – 10 детский сад (заведующая Грохотова Н.С.); Билецкая Л.А. - 11 детский сад (заведующая Пугач Л.Н.); Упорова О.И. - 13 детский сад (заведующая Мечковская Л. К.); Зыкова Л.А., Коваль Н.Н. - 14 детский сад (заведующая Манич О.А.); Новикова Л.А. - 15 детский сад (заведующая Мухина Т.В.); Лопатина И.В. - 18 детский сад (заведующая Дворецкая В.В.).
Ребята из техникумов и лицея посещают нас реже. Здесь причина во многом: большая загруженность студентов и в учебном плане, и во множестве воспитательных мероприятий, а если есть классные часы, то их ставят второй или третьей лентой, то есть за это время трудно успеть посмотреть экспозицию, послушать лекцию и успеть вернуться в стены учебного заведения к следующей ленте. И всё же из лесхоз-техникума приводили своих студентов на встречи и лекции Крылова О.А. и Швецова И.В., из медучилища – Мишаченко В.И. и Герасимова Н.В.
Отношение музейных посетителей к занятиям с детьми ярче всего выражают отзывы: «Большое спасибо музейным педагогам за уроки, полезно получить основы рисования…»; «Благодарность работникам музея за практическое занятие – это зарядило нас положительной энергией и оптимизмом…»; «Выражаем слова благодарности сотрудникам музея за расширение кругозора и заряд позитивного настроения…»; «Мы много узнали о жизни В.И. Сурикова из вашей лекции. Мы очень довольны!!! Спасибо!»; «Дорогие служители искусства! Вы посвящаете детей в творчество, учите. Молодцы!!!»; «…очень интересно и увлекательно прошло занятие по графике, которое было проведено на высоком профессиональном уровне…»; «Наши дети благодаря вам воспринимают музей не как печальное и скучное место, а как волшебное и сказочное.»…
Сейчас в музее небольшое затишье. Но музейная работа не стоит на месте: мы составляем грандиозные планы на следующий учебный 2009-2010 гг. В частности, мы хотим продолжить программы «Музей и дети» и «Путешествие в страну искусства» с новыми практическими занятиями и новыми лекциями и разработать новую программу «Сотвори чудо!» на базе «Центра народных ремёсел» нашего музея.
Конечно, хотелось бы многое улучшить: например, детскую зону музея, там, где с детьми проводятся игровые программы, практические занятия. У нас задумки сделать детский игровой уголок для музейных занятий, который включал бы в себя: мини-мольберты, столики с разноцветными миниатюрными табуретами, скамьи с выдвигающимися ящичками, плюшевыми игрушками и театральными куклами-рукавичками – различными сказочными героями, цветные мягкие паласы, спектр-доску с магнитами, коврики - пазлы для занятий по музейно - образовательной программе «Музей и дети». Это сделало бы выставочное пространство комфортным для наших маленьких любимых посетителей, а наши занятия с ними более плодотворными.
В заключении хотелось бы сказать о специалистах музея, которые находятся в непрерывном поиске инновационных форм и методов с аудиторией. Это музейный педагог Федотова Светлана Николаевна, которую очень любят дети, лекторы-экскурсоводы Турова Валентина Васильевна, которая работает с основания художественного музея, и Солощенко Ольга Викторовна. Планы большие и осуществлять мы их будем вместе с педагогами школ, техникумов и воспитателями детских садов города Дивногорска.
Начальник отдела маркетинга Дивногорского художественного музея Прокопович Л.И.