Интегрированный курс «Окружающий мир» – начальная ступень на пути к систематическому освоению учащимися естественных и гуманитарных наук в основной школе. Курс ориентирован на формирование у школьников вкуса и навыков наблюдения, проведения эмпирических исследований, изготовления инструментов своими руками.
В ходе занятий в классе, выполнения домашних заданий и ученических конференций школьники знакомятся с основами практической работы естествоиспытателей.
Курс включает (интегрирует) в себя материал содержание в части технологии, информатики, математики, ОБЖ и обществознания.
В основе курса лежат представления деятельностного подхода к процессу учения-обучения. Предполагается, что каждый ученик выстраивает свое собственное представление и знание изучаемого предмета через свой личный опыт деятельности
Одной из особенностей курса является использование ряда универсальных педагогических инструментов и стратегий, разработанных специально для данного курса. Учебный календарь – инструмент для ежедневной фиксации и анализа данных (например, о погоде), а также своеобразная летопись жизни класса. Коробка изобретателя – инструмент для развития изобретательских способностей и реализации проектного подхода. Карты понятий – средство для упорядочивания и наглядного отображения знаний учащихся. Журнал исследователя – инструмент для индивидуальной работы и фиксации индивидуального прогресса каждого учащегося. Рабочий словарь и рабочие определения – инструмент для развития понятийного мышления и описания научных понятий на языке учащихся. Куклы – инструмент для проработки социальных ситуаций в классе. Список ответственных – инструмент для фиксации и ежедневного выполнения задач, связанных с исследовательской работой учащихся
Основная форма работы – выполнение опытов самими детьми. Для опытов используется простейшее оборудование, которое обычно доступно или может быть изготовлено школьниками.
Одна из задач курса – формирование и развитие навыков продуктивной совместной работы. Существенная часть учебной работы выполняется в составе малых групп. Это создает предпосылки для выработки умения работать сообща, доводить работу до конца, чувствовать себя «членом творческого коллектива», осваивать технику групповой работы.
В процессе преподавания курса ставится задача формирования универсальных учебных действий, которые позволяют:
- планировать структуру своих действий, необходимых для достижения заданной цели, при помощи фиксированного набора средств;
- правильно и четко формулировать мысли в ясной для собеседника форме и адекватно понимать поступающие к ним текстовые сообщения;
- своевременно обращаться к различным инструментам (компьютер) при решении задачи из любой области;
Главной целью курса является освоение деятельностного подхода в предмете «Окружающий мир».