В МБОУ СОШ № 9 в 2015-16 учебном году в рамках стратегии развития образования г.Дивногорска реализовывались два проекта, направленных на повышение профессионального уровня педагогов. Это внутришкольный проект «Наставничество», который в ходе реализации претерпел значительные изменения.
И проект «Оценка уровня квалификации педагога как инструмент профессионального роста», в который школа включилась в 2016 году, пройдя в регионе конкурсный отбор на соискание статуса региональной инновационной площадки (приказ министерства образования Красноярского края от 09.03.2016 г. № 64-11-05). В конкурсе участвовали 55 образовательных учреждений края, и только 29, среди которых и МБОУ СОШ № 9, получили право называться региональными инновационными площадками.
Срок реализации проекта «Наставничество» был изначально рассчитан на три года (с 2014 г. по 2017 г.).
2014-15 учебный год наша школа начала с педагогическим составом, где 42,2% составляли молодые специалисты, педагоги, не имеющие опыта работы или пришедшие в школу после длительного перерыва в профессиональной деятельности. Всех этих учителей мы условно назвали «молодые специалисты».
Первоначально проект задумывался как самостоятельный, но постепенно стал частью системы методической работы с молодыми учителями, которая была простроена по следующим уровням:
Школьный:
- посещение уроков стажистов
- взаимопосещение уроков молодых коллег
- планирование и анализ мероприятий
- помощь молодым педагогам в работе с документами
- Школа молодого педагога:
- теория
- решение педагогических ситуаций
- психологические тренинги
Городской:
- взаимодействие с педагогами-ветеранами (педагогический десант)
- привлечение к сотрудничеству молодых педагогов школ № 2 и 5
- работа в творческих группах и профессиональных сообщества
Краевой:
- взаимодействие с ОУ края (гимназия 5 г. Красноярск, гимназии 7 и 13 г. Ачинска, лицей «Лидер» г. Красноярск)
- взаимодействие с учреждениями повышения квалификации:
- курсы и индивидуальные консультации методистов Красноярского
- краевого института повышения квалификации работников образования
- обучение в педагогическом университете им.В.П.Астафьева
- дистанционное обучение
- профессиональная переподготовка
Результатами первого года реализации проекта стали:
- Сохранность контингента молодых педагогов, повышение их методического уровня
- аттестовано на I квалификационную категорию в 2014-15 году – 4 специалиста (Калюжный А.Н., Ларина Т.А., Горшенева Н.А., Ефимов В.В. – все по 2 должностям)
- прошли курсовую подготовку – 100% молодых педагогов
- повысили уровень образования – 3 человека (Горшенева Н.А. - профпереподготовка, Радионюк А.Ф., Ефимов В.В получили высшее профессиональное образование.)
- продолжает обучение в магистратуре Сулейманова О. В.
- обобщили и публично представили собственный педагогический опыт – 3 человека (Давали открытые уроки Ларина Т.Н., Радионюк А.Ф., Калюжный А.Н. – краевой уровень)
- Повышение уровня обученности школьников:
- Повышение доли участия школьников в дистанционных олимпиадах и конкурсах всероссийского уровня (2 победителя и 27 призеров)
- Участие воспитанников в НПК и конкурсах регионального и муниципального уровня (6 участников и 4 призера)
- Участие во Всероссийской олимпиаде школьников (муниципальный уровень: 2 победителя и 4 призера)
- Выведение на качественно новый уровень обучения физической культуре (развитие ФСК, ряд побед в соревнованиях краевого, городского уровня и Спартакиаде школьников)
Выступая на августовской конференции педагогических работников города Дивногорска, представители школы отмечали значение проекта для системы образования города:
- Мобильность разработанной системы методического сопровождения
- Открытость, сетевое взаимодействие
- Наличие ресурса, который можно использовать в работе городской школы педагога.
В связи с этим было решено внести коррективы в ход реализации проекта, и, перешагнув школьные рамки, он вышел на муниципальный уровень. Держателем темы осталась команда МБОУ СОШ № 9, возглавляемая директором Шведюк В.Г., а вот занятия Школы молодого педагога стали открытыми для всех молодых учителей города. Опытные же работники школы (Ланина Т.А. и Мошкина И.А. - заместители директора, Баранова О.В. – учитель русского языка и литературы, Гуляева Н.А. – педагог-психолог, Федяева Е.В. – учитель английского языка) приняли участие в подготовке и проведении занятий городской Школы молодого педагога, поделившись опытом по ведению уроков, командообразованию и знаниями психологии школьников.
Наряду с этим в методической системе школы продолжалось адресное сопровождение молодых педагогов. Каждый из них имеет наставника. В начальной школе в каждой параллели работает учитель-стажист и молодой учитель. Такое сотрудничество очень эффективно не только для молодых, оно полезно и для опытных учителей, помогает им систематизировать накопленные знания, по-новому взглянуть на ежедневно совершаемые педагогические действия, увидеть в повседневном и обычном, отработанном годами что-то новое, ценное.
Традиция связи поколений и обобщения опыта педагогов-ветеранов нашла свое продолжение в ходе реализации 2 этапа проекта, который завершился открытым занятием Школы молодого педагога, где присутствовали молодые учителя всех школ города и которое по традиции провели педагоги-ветераны Баранова О.В., Юрова В.С., Шугаева Л.А., Коптяева В.С.
На наш взгляд, опыт такого взаимодействия людей разных возрастов, имеющих большой опыт работы и не имеющих никакого опыта, находящихся на заслуженном отдыхе или работающих в разных образовательных учреждениях города, но объединенных одним гордым званием «УЧИТЕЛЬ», получился положительным, и III этап проекта (2016-17 учебный год) предполагает обобщение и описание результатов.
В 2015–16 учебном году МБОУ СОШ № 9 включилась в новое направление методической деятельности, получив статус краевой инновационной площадки и став участницей группы школ края, работающих в проекте «Оценка уровня квалификации педагога как инструмент профессионального роста». Каждая школа - участница группы разрабатывает свою систему оценки квалификации педагога, критерии и параметры, необходимый инструментарий, апробирует на практике. Цель данного проекта – использовать оценку уровней квалификации педагога как инструмент профессионального роста и развития учителя, что в свою очередь станет ресурсом для повышения качества образования школьников.
Работа еще в самом начале, но мы надеемся, что при условии получения положительной экспертной оценки методистов ИПК в дальнейшем сможем представить свой опыт школам города.
Ланина Т.А., заместитель директора