«Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!»
(неизвестный автор)
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
С целью развития интеллектуально творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста через познавательно-исследовательскую и проектную деятельность в системе образования города Дивногорска с 2007 года организуется и проводится городской конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я — исследователь».
Учредителем конкурса является отдел образования администрации города Дивногорска. Организатором конкурса выступала Детская эколого-биологическая станция, коор¬динирующая учебно-иссле¬довательскую деятельность школьников на муниципаль¬ном уровне и городское на¬учное общество учащихся «Интеллект» при участии и поддержке:
- Муниципального бюджетного городского информационно – методического центра (МБУ ГИМЦ).
- Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества».
- Муниципального бюджетного учреждения культуры Централизованная библиотечная система Центральная детская библиотека.
В конкурсе 2010 года приняли участие 39 школьников 1-4 классов из школ №2, 4, 5, 9, гимназии №10, ГИМЦ, ДЭБС: призеры школьного конкурса. Пред¬ставлено было 30 работ. Для участия в конкурсе принимались творческие и учебно-исследовательские работы, в которых
- зафиксирован вопрос в ее названии, содержащий слово: «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?», «Почему?», «Зачем?»
- оформлен ответ на поставленный вопрос в тексте работы. Ответом могло быть описание модели, явления, события, наблюдения, эксперимента.
Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.
Конкурс проходил в два этапа: дистанционный (с 5 по 15 апреля) и очный (20 апреля).
Работы юных исследова¬телей оценивали профессиональные работники: учителя, педагоги дополнительного образования, специалисты научного и профессионального творчества.
Все участники конкурса получили свидетельства лауреата. Победителям и призёрам были вручены дипломы и поощрительные призы. Финансовое обеспечение конкурса осуществлялось за счет средств муниципальной целевой программы «Организация отдыха детей в каникулярное время на 2010 год».
Лучшие детские работы конкурса экспертами рекомендованы для участия в открытом краевом конкурсе творческих и исследовательских работ младших школьников «Страна чудес - страна исследований», который организует сектор научного творчества КГБОУ ДОД «Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников» и Красноярская региональная детско-молодежная общественная организация «Научное общество учащихся» (КРДМОО «НОУ»).
Оргкомитет выражает ог¬ромную благодарность всем, кто оказал поддержку при организации и проведении конкурса, а также по¬здравляет победителей и при¬зёров конференции, их руко¬водителей с достигнутыми результатами.
МАЖАРИНА Н.В.,
директор ДЭБС,
председатель Оргкомитета