Скажу сразу, я не сторонник дистанционного образования. Никакие самые совершенные технологии не заменят живого общения учителя и ребенка. И уж совсем не верю в дистанционное воспитание, которое является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Но все мы понимаем, что в сложившейся эпидемиологической ситуации временное разобщение жизненно необходимо. Медицина работает на пределе возможностей. Распространение вирусных заболеваний нужно сдержать. В этом случае «дистанционку» как меру, исключительно временную, считаю приемлемой.
Переход на дистанционное обучение, конечно, влечет за собой и новые проблемы.
Выбор формы обучения.
У каждого учителя-предметника, конечно, есть возможность выбрать формы дистанционного обучения: использование образовательных платформ, он-лайн уроки, текстовые разработки уроков с заданиями и др. Но делая этот выбор, учителю приходится считаться с техническими возможностями семей. Не у каждого ребенка дома имеется высокоскоростной интернет. Есть семьи, где всего один компьютер на всех – и родителей, и детей.
Если разрабатывать уроки дифференцированно, с учетом технических возможностей каждого ребенка (именно этого иногда требуют родители), тогда учителю с полной часовой нагрузкой придется работать практически круглосуточно.
Кроме того, по весеннему опыту знаю, что образовательные платформы (пробовала работать на РЭШ, «Я класс») нередко дают сбой: не грузятся уроки, невозможно подключить ребенка, проверить задание и т.п. А в дистанционном обучении, как я считаю, важна система работы – с понятными адекватными заданиями, обратной связью и оцениванием.
Взаимодействие.
Из проблемы первой логически вытекает вторая – взаимодействие с учениками. Помимо образовательных платформ, эффективный инструмент взаимодействия – электронный журнал. Но – опять же – не у всех детей есть возможность взаимодействовать через журнал. Вот и приходится учителю сначала выставлять уроки, задания по разным каналам связи: журнал, соц. сети, viber, WhatsApp, а затем ежечасно эти каналы «сканировать», ловя выполненные задания. При этом я не знаю ни одного учителя, кто бы ни шел навстречу детям и родителям.
Но в значительной степени дистанционное образование обостряет старые проблемы.
Самая большая из них – нежелание детей трудиться, прилагать хоть-какие-то мыслительные усилия. Немалая часть школьников не хочет читать, понимать, разбираться в учебном материале. В уроке стремятся «выхватить» лишь задания, которые учитель будет проверять, и выполнить их наспех или – еще лучше – списать (о всемогущий Интернет!). При этом среди детей и родителей почему-то сложилось мнение, что на дистанционном обучении учителя должны ставить исключительно отметки «4» и «5».
Школьное образование, в каких бы формах оно ни реализовывалось, – это сотрудничество. Сотрудничество учителя, ученика, родителя. И каждый в этом сотрудничестве должен нести свою долю ответственности. Если в очном обучении мы сталкиваемся с безответственностью с чьей-либо стороны, то эта проблема остается и в дистанционном обучении.
Хотя мы очень много внимания уделяем развитию у детей умения понимать текст, для многих детей это остается проблемой. Начиная с понимания формулировки заданий. Видимо, работаем недостаточно. С другой стороны, может быть, дистанционное обучение станет нашим помощником в этом деле.
Еще одна застарелая проблема, которая, скорее, касается учеников 5-7 классов – несамостоятельность детей. Многим родителям проще сделать задание за ребенка, нежели научить его самостоятельно взаимодействовать с учителем. Как учитель, вижу, что задания в журнале средних классов открываются, в основном, вечером – после 19 ч. То есть когда с работы приходят родители. Я прекрасно понимаю состояние мамы или папы, которым, несмотря на усталость, после трудового дня и домашние хлопоты, нужно еще и уроки сделать с детьми (или за детей). Понятно и объяснимо раздражение родителей и их священный ужас при слове «дистанционка».
Возникает вопрос: что наш школьник тогда делает в течение всего дня? как выстроено его время? чем он занят? На каждый дистанционный урок ребенку нужно потратить до 45 мин. Уверена если бы уроки прорабатывались не «авралом» вечером, а в спокойном рабочем режиме в течение дня, не было бы никаких жалоб на большие объемы заданий и др.
Я считаю, что ребенка нужно научить организовать именно первую половину дня (фактически его учебное время), самому разбирать уроки, выполнять задания, выходить на связь с учителем и пр.
Дистанционное обучение и от учителя требует большей организованности, ответственности, гибкости, дипломатичности, пунктуальности. Невозможно переоценить значение командного подхода в этой работе. Мне кажется, что в организации дистанционного обучения учителям-предметникам необходимо вырабатывать какие-то общие подходы: в методах работы, в системе оценивания, в объемах заданий. Возможно, это – дело будущего.
Но, я все же верю, что будущее – за живым образованием. Никакая образовательная платформа не заменит радости открытия в глазах ребенка, теплоты на сердце учителя от удачного урока, счастья школьной дружбы, а еще - шелеста страниц, скрипа шариковой ручки, запаха красок, слияния голосов в единой песне, любимого пионербола. Ведь именно это и есть счастье школьного детства. Очень надеюсь, что оно будет у наших детей.
Ковалёва И.Л., учитель школы №5.