В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно формировать у детей интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
С целью ознакомлений детей с разнообразием окружающего мира, в подготовительной группе «Светлячок» с 10 по 22 января проходил проект «В далекой снежной Арктике», посвященный изучению вечных льдов и снегов Арктики, удивительным животным и птицам, неизведанным природным явлениям.
На этапе подготовки к реализации проекта, детям было предложено зафиксировать актуальный уровень знаний о Северном полюсе при помощи методики «Метод трех вопросов». Это помогло не только освежить в памяти детей, полученные ранее знания, но и сформировать интерес, для дальнейшей познавательной деятельности.
На подготовительном этапе, в проект активно включились родители воспитанников группы «Светлячок». Заинтересованные предстоящей деятельностью, они помогли пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы домашними коллекциями энциклопедий о животных, плакатов: «Животные Севера», «Люди в Арктике», «Птицы Арктики», игр: «Арктическое лото», «У кого какое жилище», «Веселые льдинки» и игрушек: «Белые медведи», «Полярный заяц», «Полярная сова», «Детеныш тюленя».
Как настоящие исследователи, дети узнавали новые факты, проводили причинно-следственные связи, а выводы фиксировали на информационно-демонстрационном стенде. Так, в течение недели, на стенде появился нарисованный отпечаток ступни медведя, в натуральную величину и каждый ребенок смог сравнить его со своей ногой, для того что бы оценить в размеры и мощь этого огромного хищника.
Помимо бесед о животном мире, не могли мы обойти стороной и деятельность ученых в Арктике, их подготовку, принципы работы в экстремально суровых условиях и т.д. Так дети узнали о постройках и технике способной работать среди бесконечных льдов, и конечно, о соблюдении особенных мер безопасности, способных сохранить жизнь человеку, в самых не простых условиях.
С помощью экспериментов дети узнали, о природе происхождения «Северного сияния», айсбергов и ледяных пещер, создавали искусственный снег и сравнивали его с настоящим, и даже опытным путем подтверждали теорию о том, что сохранять тепло животным, в условиях экстремально низких температур, удается с помощью подкожного жира.
Очень продуктивно прошло итоговое мероприятие проекта - познавательное занятие с интеграцией различных образовательных областей. Юные исследователи с огромным интересом, проводили опыты, путешествовали среди льдов, спасали животных пострадавших от рук человека, и конечно же, весело играли!
А когда наступила пора возвращаться в детский сад, вовсе не расстроились, а решили поделиться своими новыми знаниями, с ребятами из других групп, предоставив им в пользование материалы собранные в течении хода проекта.
Так, юные исследователи распространили полезную информацию, о сохранении природы Севера, среди сверстников детского сада.
В ходе реализации проекта у воспитанников группы «Светлячок» сформировалось представление о том, что Арктика – самая северная точка на планете Земля, они узнали о многообразии животного мира в Арктике, о том, как животные приспосабливаются к суровому арктическому климату и среде обитания, защищаются от врагов, научились различать и называть представителей животного мира Арктики и их детенышей, сформировался познавательный интерес к окружающему миру, и представление о гуманном поведении в природе, дети научились совместно с родителями осуществлять поиск информации на заданную тему из разных источников.
Продукты реализации проекта: презентация проекта, выставка рисунков "Арктика", выставки поделок из пластилина "Умка", макет «Арктика», создан информационно-демонстрационный стенд «Арктика», видеофильм «Путешествие в Арктику».
Воспитатель МБДОУ д/с №14: Чужба Е. С.