Экологическую культуру, любовь к окружающей природе необходимо воспитывать в детях с раннего детства.
Чтобы человек не ломал деревья и не поджигал сухую траву, природа должна восприниматься им, как нечто родное, требующее его личной заботы и внимания, а иногда - защиты. С первыми лучами весеннего солнца, «Эколаборатория Фиксиков» МБДОУ д/с №10 начала свою экспериментальную и опытническую деятельность в групповых «огородах на окне». «Огород на окне» способствует развитию у детей любознательности, наблюдательности и самостоятельности, помогает узнать много интересного из жизни растений, расширяет представления о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для их роста и правильного развития, воспитывает этические чувства, умение радоваться красоте выращенных своими руками растений и результатам своего труда. В настоящее время в каждой возрастной группе посажена рассада бархатцев. В мае дети при помощи взрослых высадят эту рассаду на клумбе перед зданием в детский сад. Кроме этого, дети посадили лук в землю и в воду, идёт наблюдение за посадками. Ребята с нетерпением ждут, где быстрее появятся зелёные пёрышки лука: на луковичке, посаженной в почву или в ёмкостях с водой. Наблюдения идут и за особенностью развития корневой системы лука, посаженного в воду и почву , детьми делаются отметки в листах наблюдений. В «огородах на окне» выделено место для выращивания гороха, томатов, салата; стоят вазы с веточками березы и ивы. Появление листочков не заставило себя долго ждать, после выходных дней ребята заметили первые зеленые листочки на ветках берёзы. Дети во всех группах с удовольствием ухаживают за своими «огородами на окне»: поливают и рыхлят почву, подкармливают ее. Дети старшей возрастной группы посадили отборные экземпляры картофеля и моркови и надеются получить собственные семена этих овощей. Во время посадок происходят беседы с детьми о том, что такое почва, из чего она состоит. Вооружившись лупами, дети рассматривают содержание посадочных ящичков (каждый ребёнок откладывает себе на поднос понемногу каждого вида почвы). Ребята сравнивают и определяют, чем похоже и чем различается содержимое посадочных ящичков, разные виды почв. Юные экспериментаторы старшего дошкольного возраста самостоятельно пришли к выводу о составных частях почвы: смесь песка, глины, камешков, частиц перегнивших растений. Дети младшего возраста пришли к выводу, что состояние почвы очень влияет на рост растений и качество выращенных растений. Подавляющее большинство детей знает, какая почва самая плодородная, высказывают предположения: в каком из ящичков (в какой почве) растения будут расти лучше. Детское экспериментирование позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира. Многие ведущие учёные с мировым именем утверждают и убедительно доказывают, что в дошкольном возрасте детское экспериментирование, наряду с игровой деятельностью, является ВЕДУЩИМ видом деятельности, мы на практике убедились, что это утверждение верно.
Творческая группа педагогов «Эрудит»(детское экспериментирование и опытническая деятельность): Е. А. Щербакова, М. В. Островерхая, З. Б. Данилова, МБДОУ д/с №10.