Май этого учебного года в системе образования города Дивногорска связан не только с предэкзаменационной суетой, но и с оформлением первых результатов крупномасштабного интересного проекта «Компьютер для школьника».
6 месяцев – с декабря и до мая – на эмоциональном подъёме, как на одном дыхании, одной командой трудились технические специалисты, и педагоги школ города, методисты городского информационно-методического центра над решением актуальной задачи современного образования – повышением уровня информационной культуры младшего школьника. Эти дни, как маёвки, насыщены, интересны. Каковы же первые итоги большой работы?
Муниципальный сбор, прошедший 17 мая 2011 года в медиа-лектории городского информационно-методического центра резюмировал итоги первого года реализации проекта «Компьютер для школьника». Участники сбора: кураторы общеобразовательных учреждений, специалисты отдела образования, методисты, СМИ смогли обсудить возникшие проблемы, рассказать о своих удачах и неудачах, высказать предложения по развитию проекта на территории города.
Педагоги отмечают, что широкое использование возможностей компьютерной техники сделало образовательный процесс современным, интересным, увлекательным. За прошедший 2010-2011 учебный год благодаря проекту произошел значительный рост ИКТ-активных педагогов, использующих информационные технологии на уроке и во внеурочной деятельности. Так, в течение апреля-мая текущего года в шести образовательных учреждениях проходили открытые уроки, мастер-классы, практические занятия, где педагоги смогли продемонстрировать свое профессиональное мастерство в педагогическом дизайне уроков с использованием как готовых, так и собственных образовательных медиа-ресурсов, а дети – свои умения в использовании компьютерной техники, применении компьютерной графики для решения учебных задач, упражнениях в различных тематических тренажерах.
Главным для педагогов остается организация процесса обучения таким образом, чтобы каждый урок приносил свои качественные результаты. Учителя начальной школы уверены в том, что проект нужно развивать, так как по их мнению:
• проект отвечает требованиям современной школы, помогает детям осваивать новые знания;
• проект способствует развитию информационной культуры младших школьников;
• компьютер позволяет наглядно, занимательно, включать в работу всех детей;
• дети с удовольствием работают на ноутбуках и учатся использовать компьютер не как игрушку, а учебное пособие, где можно взять нужный материал;
• проект позволил значительно расширить возможности учителя для предъявления разного типа информации;
• использование компьютера повышает интерес и активность на уроке;
• проект способствует как росту мастерства педагогов, так и росту мотивации обучающихся.
Если говорить о количественных показателях, то в рамках проекта «Компьютер для школьника» в 2010-2011 учебном году приняли участие 48 учителей и 1073 учащихся 1-4-х классов, было проведено 2211 уроков в общеобразовательных школах города. Лидерами по количеству уроков с использованием ноутбуков (ученических, учительских) стали: гимназия №10, школа №9, школа №4.
Можно так же выделить лидеры – учебные предметы с применением ИКТ - математика – 782 урока, русский язык – 689 уроков, окружающий мир – 326 уроков, литературное чтение - 133 и ИЗО – 50 уроков. По числу других предметов дано 231 занятие (ОБЖ, технология, информатика, экология, предметы национально-регионального компонента, английский язык, занятия в группе продленного дня, по проектной деятельности, кружковой и внеклассной работе).
Педагоги отметили, что благодаря проекту улучшилась материально-техническая база школ-участниц проектов, но в то же время, увеличилось количество технических проблем. Компьютерная техника требует постоянной технической поддержки. Несмотря на то, что каждое образовательное учреждение самостоятельно решает поступающие проблемы, в образовательных учреждениях остро стоит вопрос обеспечения школы техническими специалистами.
Следующим важным моментом было обсуждение методических проблем, где педагоги обсуждали вопросы о мониторинге качества обученности учащихся, о сохранении здоровья школьников, соблюдении необходимых санитарных требований при обучении с использованием компьютера. Г.В.Кабацура, начальник отдела образования администрации города, также затронула вопрос об увеличении стимулирующих надбавок оплаты труда учителям, за внедрение инновационных технологий в условиях реализации проекта.
В завершение сбора были выдвинуты задачи на предстоящий 2011-2012 учебный год, высказаны пожелания педагогов о создании муниципальных творческих групп по проблемам проекта, о создании в городе методической копилки по использованию опыта коллег и методическом обеспечении по программам.
Уверены, что все поставленные задачи будут успешно реализованы. Всё в наших силах!
Елена Фролова,
методист городского информационно-методического центра