Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 города Дивногорска Красноярского края
Учитель физики, стаж педагогической деятельности 28 лет
Эссе «Моя формула успеха».
Важнейшим направлением своей деятельности считаю работу над содержанием физического образования в школе, которая заключается в построении наиболее логической структуры изучения различных разделов физики. Большое внимание уделяю введению и раскрытию содержания физических понятий. Целесообразно вводить и осмысливать понятия, опираясь на жизненный опыт учащихся. Главный критерий – доступность изложения материала, так как через словесное описание физического явления происходит осмысливание его сущности. Важным считаю анализ физической терминологии. Учащиеся учатся говорить на языке физики, для этого используются словесные логические цепочки, в которых выстроены утверждения, факты, выводы, формулы. Часто использую структурно – логические схемы, как для объяснения нового материала, так и для обобщения пройденного, а также для контроля учащихся. Подобная работа не только помогает школьнику изложить какой-то материал, но и вырабатывает привычку рассуждать и выражать мысли логично, последовательно, убедительно. Мною разработаны структурно – логические схемы в электронном варианте в виде слайдов презентации (Power Point) , которые можно использовать на любом этапе урока. Важным звеном в своей педагогической практике считаю использование межпредметных связей физики с родственными предметами - математикой, химией, информатикой, биологией, что позволяет показать учащимся общность и единство законов природы и путей ее познания.
Тема опыта работы «Структурно-логические схемы как интенсивный метод освоения учебного материала (на примере физики)».В настоящее время в качестве важнейшей цели образования выдвигается жизненная самореализация личности. Мы развиваем личность, готовую к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и к саморазвитию. Личность, способная к самореализации, должна стать гарантированным результатом труда современной школы. Независимо от того, какую педагогическую технологию или технологии обучения учитель предпочитает, какой предмет преподает, главной его задачей становится – дать ученику инструмент для самообразования и научить пользоваться им.
На мой взгляд, основные трудности в усвоении и практическом применении изученного материала - это выделить главное, построить логическую схему изучаемого материала и на основе этого определить подходы к решению задач. Основное назначение структурно-логической схемы - доведение до ученика логики организации учебного материала на уроках физики. Использование СЛС на уроке физики позволяет
- повысить познавательную деятельность за счет рациональности и экономичности усвоения информации и долговременное сохранение в памяти;
- улучшить качество знаний, за счет появившейся возможности многократного повторения.
Логическое структурирование учебной информации позволяет получить четную, хорошо организованную структуру, выделение которой позволяет увидеть систему смысловых связей между элементами содержания и расположить эти элементы в последовательности, вытекающей из этой системы.
СЛС могут применяться на различных этапах урока, при организации различных видов деятельности учащихся и при разных формах обучения.
Структурно-логические схемы позволяют успешно решить ряд учебных задач не только на уроках физики, но и на занятиях факультативного курса « Методы решение задач по физике».
Блок-схемы можно использовать выпускникам для самостоятельного повторения при подготовке к экзамену по физике, так как в данных схемах охвачены основные разделы школьного курса физики: механика, молекулярная физика, электростатика, колебания и волновые процессы. К каждой теме даны основные формулы, использованные для решения задач.
Таким образом, использование структурно-логических схем при изучении физики дает возможность повысить качество усвоения излагаемого материала посредством сужения объема информации до главного и записей в виде символов, отражающих физическую суть; включает учащихся в продуктивную деятельность; экономит достаточное количество времени на разных типах урока.
Работа представлена на городской дистанционной конференции и напечатана в сборнике «Современные приоритеты дивногорского образования: качество, развитие, партнерство» (2009г). Ковгер И.Н. получила сертификат за участие в городской дистанционной конференции учителей.