Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 города Дивногорска Красноярского края
Учитель музыки, стаж педагогической деятельности 24года
Эссе «Моя формула успеха»
Целью своей педагогической деятельности считаю формирование духовно – нравственной личности через музыкально – творческую деятельность на уроках музыки и во внеклассной работе.
Одним из эффективных путей успешного музыкального образования учащихся считаю использование метода драматизации и информационных технологий. Игра стимулирует творческую активность детей, развивает музыкально-образное и ассоциативное мышление, помогает овладеть вокально – хоровыми навыками. Информационные технологии обогащают содержание уроков, расширяют музыкальный кругозор.
Пропагандирую музыкальное образование, организуя разновозрастные вокальные группы, принимая участие в школьных концертах, сельских праздниках, городских фестивалях. Ежегодно мои учащиеся занимают призовые места на городских конкурсах вокалистов.
На уроках «Художественная культура Красноярского края» занимаюсь с учащимися исследовательской деятельностью. Моя ученица получила диплом 7 степени на Всероссийском конкурсе «Человек на Земле».
Имею отраслевые награды: Почетная грамота Министерства образования «За достигнутые успехи в обучении и воспитании обучающихся, многолетний добросовестный труд» и нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации».
Взрослый человек старается шагать в ногу со временем, получает огромную информацию, осваивает современные технические средства. Вместе с тем, происходит падение духовной и музыкальной культуры в молодежной среде, меняется отношение к человеческим ценностям. Поэтому в формировании личности большую роль играет эстетическое воспитание. Создавать условия для творчества, самореализации личности нужно в школе на уроке и во внеклассной работе. Одним из эффективных путей успешного музыкального образования учащихся является использование метода драматизации.
В настоящее время метод драматизации является одним из методов, разработанных в системе музыкального воспитания К.Орфа. Данный метод направлен на постижение целостного музыкального содержания (духовная сторона + предметная сторона + интерпретация). Ключевыми элементами данного метода являются звук, жест, танец, слово, литературный сюжет, стихи. Определяемые учителем средства должны быть реализованы в синтезе, например, литературный текст и звук. Формирование музыкальной культуры ребенка возможно через непосредственное вовлечение его самого в творческую деятельность (теоретическую, исполнительскую, слушательскую, композиторскую). Метод драматизации имеет ряд преимуществ: помогает учителю моделировать урок, используется на разных его этапах (слушании, разучивании, исполнении), не утомляет ребят. Сначала происходит знакомство с музыкально-сценическим произведением, затем - обсуждение сюжета, изменение или дополнение его, беседа о средствах музыкальной выразительности. В заключительной части урока распределение ролей и инсценирование произведения.
Игры могут быть подобраны с учетом жизненного багажа учащихся, знаний пройденного. Важным моментом является включение дополнительного материала для расширения кругозора учащихся. Для этого применяем компьютерные технологии, которые позволяют наглядно оформить урок музыкальным, иллюстративным, литературным материалом. Использование проектора (показ слайдов, видеосюжетов), игровых программ («Дракоша в мире музыки» и др.), как мне кажется, стимулирует интерес учащихся к творческой деятельности. Аранжировки песен, музыкальных сказок записаны в компьютерной программе FL Studio 4.
Как показывает наш опыт, данную методику целесообразно использовать как в учебной, так и во внеучебной деятельности. В начальной школе по теме «Музыкальные инструменты» проводится игра «Винни-Пух и Пятачок в магазине «Аккорд». В игре-драматизации «Музыкальная кисть». Развитие ладогармонического слуха у учащихся интересно проходит в игре «Музыкальный футбол». Специфика музыкального театра изучается через игру «Путешествие в театр». Больше всего ребятам нравится создавать «балет». Метод драматизации используется мной во внеклассной работе, позволяет развивать умения и навыки, полученные детьми на музыкальных занятиях. Были созданы детский музыкальный театр «Теремок», вокальные группы «Семицветик» и «Ассоль». Результат творческой деятельности - успешное выступление детей на школьных концертах, праздниках села, библиотеки им. В.П.Астафьева, городских фестивалях.
Игра-драматизация создает ситуации успешности, благотворно влияет на развитие творческих способностей учащихся, вызывает эмоциональный отклик, расширяет сферу чувств, формирует коммуникативные навыки. Этот метод можно рекомендовать для использования в других школьных учреждениях.
Работа представлена на городской дистанционной конференции и напечатана в сборнике «Современные приоритеты Дивногорского образования: качество, развитие, партнерство» (2008г). Горбунова О.В. награждена дипломом за участие в городской дистанционной конференции учителей.