Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 города Дивногорска Красноярского края
Учитель биологии, стаж педагогической деятельности 23года
Эссе «Моя формула успеха»
В своей педагогической практике использую программированные методы обучения: программированные карты и задания, биологические тренажеры, что развивает у учащихся навыки самостоятельной работы. Применяю на уроках информационно-коммуникативные технологии: презентации, СД диски для проведения уроков и факультативных занятий, виртуальные лабораторные работы. Использование ИКТ на уроках биологии развивает познавательные интересы учащихся, повышает их учебную мотивацию и информационную культуру учащихся.
Считаю, что увлекая учащихся различными видами внеклассной деятельности , развиваю их интерес к предмету. Участие детей в научно – практических конференции «Первые шаги в науку», во Всероссийском конкурсе «Человек и природа», во Всероссийской дистанционной олимпиаде по биологии расширяет их знания по предмету.
Прочные и глубокие знания по любому предмету, в том числе и по биологии, приобретаются систематической работой по изучению нового материала, проверкой полноты и правильности усвоения полученной информации. Даже хорошо изученный материал быстро забывается, если он не используется при решении каких- либо задач или просто не повторяется. Именно с этой целью я применяю на своих уроках программированные методы обучения с использованием программированных заданий и биологических тренажеров.
Основная задача программированных методов обучения – оказание учащимся помощи в приобретении более прочных и осознанных знаний по изучаемому разделу биологии, развитии умений выделять главное, объяснять процессы, происходящие в живых системах, выявлять связи между ними и т.п. Такие знания могут быть приобретены путем неоднократного их уточнения, закрепления, углубления и расширения при выполнении различного вида самостоятельной работы.
Программированные задания - это задания с пошаговой подачей информации. Каждый шаг содержит информацию, характеризующую организмы по одному признаку, например по форме тела. Учащиеся должны выбрать из этой информации данные, относящиеся к определенному виду или систематической группе, после чего перейти к следующему шагу программы, который характеризует размеры или среду обитания.
В отличие от тестов программированные задания не содержат неправильных ответов и могут быть использованы ни один раз. Программированные задания, путем неоднократного применения которых ученик добивается прочного усвоения знаний, называется биологическим тренажером.
Биологические тренажеры и программированные задания применяются на разных этапах урока и с разными целями: для закрепления изученного материала, для проведения фронтальной и индивидуальной проверки знаний, при обобщении материала. В процессе изучения нового материала учащимся разрешается пользоваться учебником, а после выполнения задания – проверить полученные результаты по таблице.
Мною разработаны и используются на уроках биологические тренажеры по курсу биологии в 8 классе: «Многообразие рыб», «Позвоночные животные», «Насекомые», «Пресмыкающиеся», «Моллюски», «Пресмыкающиеся», «Моллюски», «Простейшие» и др. В 6 классе по теме «Систематика покрытосеменных».
Практика показала, что использование на уроках биологических тренажеров и программированных заданий значительно повышает эффективность урока, способствует лучшему усвоению знаний, обеспечивает систематический контроль за качеством знаний, вносит в урок элемент соревнования, активизирует познавательную деятельность учащихся. Проверка знаний с использованием биологических тренажеров и программированных заданий экономит много времени на уроке, которое может быть использовано на изучение новой темы или дополнительной литературы.
Работа представлена на городской дистанционной конференции и напечатана в сборнике «Современные приоритеты Дивногорского образования: качество, развитие партнерство» (2007г). Лисичкина Т.Б. награждена дипломом за участие в городской дистанционной конференции учителей.