Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 9 г. Дивногорска
Учитель русского языка и литературы, стаж педагогической деятельности - 39 лет
высшая квалификационная категория по должности «учитель»
Моя формула успеха
Человек не является творением обстоятельств. Обстоятельства создаются человеком.
Б. Дизроэли
Вопрос, что такое успех, обсуждался всегда. Существует много различных видов успеха, а также много различных областей жизни, где мы можем быть успешными.
Ближе других мне учительский труд: в нем нет предела совершенству. Самое главное в нашей профессии не стоять на месте, а всегда двигаться вперед. Нельзя научить тому, чего не знаешь сам.
Я хорошо помню начало своего профессионального пути. Тогда казалось, что знания твои безграничны. Ты упиваешься своим красноречием, тебя слушают затаив дыхание, ты горы можешь свернуть... но ученики назавтра не могут повторить сказанное мною вчера, свободно высказать свои мысли. «Почему? - терзаешь ты себя. - Как обидно! Ведь использован богатейший материал!»
Вот отсюда, из недовольства собой, рождается поиск, обретение себя в профессии. Здесь начинает работать истина: «Каждое действие приводит к результату».
Для начала я проанализировала все имеющиеся методики, изучила литературу. Интересные находки стала приметь на уроках. Чего только не было в моей копилке: Ильин, Айзерман, Триз, словесно-логический способ обучения, проблемное обучение, коллективные учебные занятия…
Теперь ученики работают, им интересно общаться друг с другом, со мной, они вступают в оргдиалог, спорят. Иногда останавливаешь урок и говоришь о жизни, передаешь им жизненный опыт, а это не менее важно: вовремя сказанное слово, подобно зерну, падает на благодатную почву. Спустя годы в некоторых учениках узнаешь себя. Вот где результаты твоей неуспокоенности, твоего вечного движения вперед.
Карточка передового педагогического опыта работы
учителя русского языка и литературы МБОУ ООШ № 9
Барановой Ольги Викторовны
Учитывая требования современного общества, интересы учащихся и заказ родителей, Баранова Ольга Викторовна работает над воспитанием творческой, социально-адаптированной личности, способной грамотно овладевать знаниями и способами их приобретения и целенаправленно работает над обеспечением включенности каждого ученика в учебный процесс, интеллектуальным и творческим развитием личности учащихся, индивидуализацией и дифференциацией процесса обучения.
Применяемые Ольгой Викторовной формы, методы и средства позволили ей добиться сформированности коммуникативных умений учащихся, развития их творческих способностей и положительных результатов обучения с позитивной динамикой (русский язык от 58% до 63%, литература от 60% до 85% при 100% успеваемости). Выпускники 11 классов, сдавшие ЕГЭ в 2006-2007 и 2007-2008 учебном году, имеют качество знаний, превышающее показатели краевого и федерального уровня (2007 г.- 86% (по выбору), 2008 г. – 58% (обязательный).
Учитель, подчиняя педагогическую деятельность главной цели, осуществляет работу в разных направлениях. И везде добивается хороших результатов.
Школьники под руководством Барановой О.В. постоянно принимают участие в конкурсах сочинений различного уровня, есть призеры. Ежегодно участвуют в предметных олимпиадах муниципального уровня, научно-практических конференциях, конкурсах и занимают призовые места. Доля участников во Всероссийском массовом интеллектуальном конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» ежегодно составляет 85% - 87%. Ученики Ольги Викторовны, начиная с 8 класса, учатся в Заочной Естественно-Научной Школе Космонавтики по предмету «Русский язык». В течение многих лет педагог руководит работой с одарёнными детьми, пишущими стихи, прозу. Пресс-центр под ее руководством разработал дизайнерский проект и систематически осуществляет выпуски газеты «Планета школа».
Использование современных образовательных технологий делает процесс обучения более качественным, доступным каждому, отвечающим современным требованиям. С этой целью Ольга Викторовна применяет современное традиционное обучение, которое обеспечивает систематичность, организационную четкость, качественную отработку знаний, умений, навыков. Дифференцированное обучение позволяет ей уделять серьезное внимание работе с одаренными детьми, что подтверждается результатами олимпиад, участием в творческих конкурсах. Эффективен и метод проектного обучения. Он повышает общую мотивацию учащихся, значимость предмета, имеет образовательную и воспитательную ценность, применяется мной как на уроке, так и во внеклассной работе. Коллективный способ обучения даёт возможность проводить коллективные учебные занятия и в традиционной школе. Педагог работает в тесном взаимодействии с лабораторией новых технологий и общей методологии Красноярского краевого ИПК ППРО, с 2002г. входит в Ассоциацию педагогов по эффективному развитию КСО – движения в крае. В данное время включилась в краевой проект «Общие умения коммуникации». Для проведения коллективных учебных занятий педагог структурирует учебный материал, определяет ведущие методики, обучает работе в парах, самостоятельно разрабатывает тесты и дидактический материал. Накопленным опытом делилась с коллегами школы, города, края, участвовала в мастер-классах, проводила открытые уроки. При краевой экспертизе инновационной деятельности школы работе Ольги Викторовны был дан положительный отзыв независимых экспертов ИПК ППРО. В рамках городского методического объединения мной разработан ЦОР «Итоговая аттестация по литературе».
Одной из составных частей профессиональной деятельности учителя является обобщение и распространение собственного педагогического опыта. В феврале 2008 года Баранова О.В. приняла участие в Федеральном профессиональном конкурсе, проводимом в рамках программы XII Российского образовательного форума «Современный классный руководитель». Тема конкурса «Инновационные методы работы с классом». Тема мастер-класса «Использование информационных технологий в практике учебно-воспитательного процесса при проведении тематического классного часа «Просто я работаю волшебником» о сложном выборе профессии. Подготовленные материалы были использованы коллегами. С 2006 по 2009 годы принимала участие в Фестивалях исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» и в Фестивале педагогических идей «Открытый урок«, имеет публикации, подтверждённые сертификатами. Тема самообразования «Развитие предметной и коммуникативной компетентности у старших школьников посредством работы с текстами при подготовке к ЕГЭ» успешно реализуется и обобщена на краевом уровне. В 2005 году приняла участие в подготовке материала для проведения мониторинга уровня сформированности общих умений коммуникации для 4 – 6 классов общеобразовательных школ. Материалы опубликованы в сборнике «Общие умения коммуникации» под редакцией Запятой О.В. В 2008 году приняла участие в конкурсе лучших учителей, являюсь призером регионального уровня. В 2009 году давала урок для телепроекта «Современная школа», подготовленного программой «Енисей – регион».
Большую роль в воспитании вдумчивого отношения к предмету играет стиль отношений педагога с детьми. Ольга Викторовна старается привить интерес к родному языку и литературе. Взаимоотношения с детьми строит на основе взаимоуважения и сотрудничества. Интерес к предмету формирует через собственное восприятие. За высокий профессионализм и результаты педагогической деятельности Барановой О.В. присвоено Почётное звание «Старший учитель» 1980г., «Заслуженный педагог Красноярского края», имеет нагрудный знак «Отличник народного просвещения». Она неоднократно награждена Почетными грамотами и благодарственными письмами губернатора Красноярского края, Законодательного Собрания Красноярского края, Главного управления образования Красноярского края; дипломами и сертификатами Издательского дома «Первое сентября», Федерального института образования, Международной педагогической академии А.В.Хуторского.