Информация о предварительных итогах учета позиции Общероссийского Профсоюза образования, изложенной в Обращении к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации после его принятия в третьем чтении.
В результате работы Профсоюза и его организаций над проектом федерального закона № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации», после его принятия Государственной Думой в третьем чтении, предусмотрены следующие принципиально значимые вопросы, связанные с закреплением социально-правового статуса педагогических работников и студентов и обеспечением финансовых и правовых гарантий реализации прав граждан на получение образования:
1. Законодательно закреплен принцип установления заработной платы педагогических работников образовательных организаций всех типов на уровне не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены образовательные организации.
2. Сохранено право педагогических работников на досрочное назначение трудовой пенсии.
3. Сохранено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, как это закреплено в статье 55 ныне действующего Закона РФ «Об образовании».
4. Основные права и социальные гарантии, установленные для педагогических работников, распространены на руководителей образовательных организаций и их заместителей, такие как:
- право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
- право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг для проживающих и работающих в сельской местности.
5. Предусмотрен учет мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении.
В отношении всех других образовательных организаций процедура их реорганизации и ликвидации возможна только с согласия специальной комиссии по оценке последствий такого решения, которая создается и действует в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации.
6. Профсоюз добился включения в законопроект принципа участия работников и обучающихся (студентов) в управлении образовательной организацией через свои профессиональные союзы обучающихся и работников как представительные органы.
Этот принцип нашел отражение в специальной статье 26 проекта закона, посвященной вопросам управления образовательной организацией, где перечислены профессиональные союзы работников и обучающихся образовательной организации как субъекты этого процесса.
7. Предусмотрено установление размеров должностных окладов по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования путем включения в них размеров надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней.
8. Размеры ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями включаются в должностные оклады педагогических работников, установленные по состоянию на 31 декабря 2012 года.
9. В соответствии требованиями Профсоюза предусмотрено право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование не реже чем одного раза в 3 года за счет средств работодателя, а не раз 5 лет, как это предусмотрено действующим законодательством.
Обращаем особое внимание на то, что предоставление права на дополнительное профессиональное образование не реже чем один раз в 3 года для педагогических работников связано, в первую очередь, с утверждением федеральных государственных образовательных стандартов, с возросшими требованиями к уровню квалификации и овладению педагогическими работниками новыми компетенциями, предполагаемым принятием профессиональных стандартов по должностям педагогических работников.
10. В законопроекте закреплены меры социальной поддержки и стимулирования для обучающихся (студентов), в том числе касающиеся порядка установления размеров стипендии (академической и социальной), а также порядка установления платы за пользование жилым помещением и коммунальными услугами в общежитии для обучающихся.
Обращаем внимание, что все эти меры будут устанавливаться только с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации студентов, в связи с чем от указанных профсоюзных организаций будет во многом зависеть конкретный размер стипендий и стоимость оплаты за общежитие и коммунальные услуги.
При этом размер государственной академической или социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам не может быть меньше норматива, установленного для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований.
11. Сохранены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и дополнительного образования, общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях путем предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, законодатель наделил полномочиями органы государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования непосредственно в муниципальных дошкольных образовательных организациях путем предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статистика работы по проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
- Работа над законопроектом Профсоюза и его организаций длилась более 2-х лет.
- Законопроект рассматривался на 3-х парламентских слушаниях (2 - в Государственной Думе и 1 - в Совете Федерации), на заседаниях Общественной палаты Российской Федерации, на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и Российского Союза ректоров.
- Несколько раз проходили интернет-обсуждения – на двух специальных интернет-сайтах и в рамках Открытого Правительства.
- Профсоюз направлял всем заинтересованным участникам более 10-ти вариантов замечаний и предложений, которые включали в себя от 22 до 60-ти позиций.
- В рамках объявленной Профсоюзом Общероссийской акции в поддержку требований Профсоюза к законопроекту было собрано 1089772 подписей работников образования и более 44 292 телеграмм.
- Над проектом в рамках Государственной Думы работало 240 экспертов, а также 3 специально созданных рабочих группы Комитета Государственной Думы по образованию, которые занимались отдельно вопросами общего образования, профессионального образования, а также вопросами управления и экономики образования.
- 7.В результате ко 2-му чтению в Государственную Думу поступило более 1700 поправок от субъектов права законодательной инициативы, из них более 600 рекомендованы к принятию Комитетом Государственной Думы по образованию.
Таким образом, в Государственной Думе текст законопроекта обновился более чем на 60 % от первоначального текста, который был внесен Правительством Российской Федерации.