Международное историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал", Международный благотворительный фонд имени Д.С.Лихачева, Союз краеведов России
Гуманитарные науки
Международное историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал", Международный благотворительный фонд имени Д.С.Лихачева, Союз краеведов России, Кафедра региональной истории и краеведения Российского государственного гуманитарного университета объявляют X ежегодный всероссийский исторический конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников "Человек в истории. Россия - ХХ век".
Общая тема конкурса 2008-2009 гг. – Судьба человека в российской истории ХХ века. Она может быть конкретизирована в одной из более частных тем:
1. Человек в пути: миграции, переселения, депортации
2. Личность и общество
3. Человек и власть
4. Человек и малая родина
5. Свои – чужие: другая национальность, другая религия, другие убеждения
6. Человек, общество, армия
Однако приоритетной в этом году объявляется тема:
История семьи на фоне российской истории ХХ века.
Выбор этой темы поможет воссоздать в исследовательских работах повседневность прошлых лет, детали быта и судьбы обыкновенных людей, ваших родных и близких. Именно семья служила людям поддержкой в самые трудные моменты нашей истории. Мы ждем от вас работ, в которых отражалось бы отношение разных поколений к прошлому, примеры того, как передается семейная память.
Работа может быть посвящена и любой другой теме, отвечающей общей идее конкурса.
Цель конкурса – побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями, посвященными российской истории минувшего века.
Взаимоотношения личности, общества и государства – огромная и разнообразная тема, которая заставляет задуматься над тем, что значат в нашей сегодняшней жизни свобода, право, человеческое достоинство. Молодые исследователи, которые столкнутся с этой проблематикой, не должны ограничиваться простым описанием механизмов, посредством которых государство осуществляло свою власть над отдельным человеком и над страной в целом. Не менее ценно найти свидетельства того, как люди отстаивали свою гражданскую и духовную свободу.
Важно, чтобы будущие участники конкурса обратили внимание на тему Свои – чужие, на тех, кто живет или жил рядом с вами и принадлежит к другой национальности, к другой религии, придерживается других взглядов. Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям? Работая над этой темой, постарайтесь изучить исторические корни проблемы: кто и при каких обстоятельствах оказывался «чужим» в вашем городе или деревне – в ту или иную эпоху.
Удачной и интересной может также стать работа, в которой прослеживается история какого-либо здания, памятника, улицы, или, например, экспоната краеведческого музея. Предметом исследования также может стать и какое-либо значимое событие из прошлого вашего города, поселка или деревни, представленное в рассказах очевидцев, дополненных архивными документами и публикациями. Однако и в подобных работах должно быть выполнено главное условие конкурса – улицы, здания, памятники должны быть связаны с конкретными человеческими судьбами.
В рамках основных направлений конкурса в этом году вниманию участников предлагается также новая тема – Человек, общество, армия, объявленная при поддержке Европейской Комиссии в РФ. Эта тема призвана привлечь внимание конкурсантов к изучению прошлого и настоящего российской армии, содействуя воспитанию в сегодняшних молодых людях сознательного отношения к одной из непростых тем в жизни российского общества.
Три конкурсные работы, посвященных судьбе человека в XX столетии (вне зависимости от выбранного направления исследования) будут награждены специальной премией им. Василия Гроссмана, учрежденной Исследовательским Центром «Жизнь и судьба» (Италия, Турин). Василий Гроссман – один из крупнейших российских прозаиков ХХ века. Главная тема его произведений – жизнь и судьба российских людей – наиболее близка задачам нашего конкурса.
Максимальный объем исследовательских работ, присылаемых на конкурс, не ограничен. Жюри не оценивает работы объемом в 3–4 страницы, а также работы, не отвечающие теме конкурса. Работа может быть оформлена как научная статья или записанный и прокомментированный участником конкурса рассказ свидетеля исторического события. Это может быть история чьей-либо жизни или история семьи, основанная на воспоминаниях, семейных документах, фотографиях.
Исторические источники, на которых строится конкурсная работа, могут быть самыми разными: устные свидетельства, материалы (в том числе и кинофотодокументы) домашних и государственных архивов, дневники, воспоминания, статьи, подшивки старых газет и т.д. Однако, если вы хотите добиться успеха, необходимо, чтобы все документы были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Это, собственно, и есть главный критерий оценки работы, хотя жюри, без сомнения, отметит найденный новый ценный исторический материал и умение участника конкурса излагать свои мысли.
Мы будем приветствовать удачные поиски новых форм, например, в видео- или электронных вариантах. Работы, присланные в электронном виде, должны обязательно сопровождаться полным текстом на бумажном носителе. К фильму должен прилагаться сценарий. Лучший видеофильм будет отмечен специальным призом жюри.
Работы на конкурс обязательно должны быть снабжены титульным листом, где следует указать:
• фамилию, имя и отчество автора (полностью),
• адрес автора и школы с почтовым индексом,
• класс и номер школы, телефон (автора и школы).
• Если работа выполнена под чьим-либо руководством, просим вас указать фамилию, имя, отчество и должность руководителя (полностью).
Не забудьте о библиографии: все источники, которыми вы пользовались и на которые ссылаетесь, следует в ней отразить.
Желательно присылать два экземпляра работы, набранные на компьютере (просим не присылать ксерокопии рукописных работ).
Документы, фотографии, аудио- и видеозаписи (если только основной работой не является сделанный вами видеофильм) служат лишь приложением к тексту.
Участники конкурса: приглашаются учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования России в возрасте от 14 до 18 лет. Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. Если в качестве наставников начинающих исследователей выступят учителя, родители и даже профессиональные историки, это будет только приветствоваться. Единственное условие: роль руководителя и степень его участия должны быть обязательно отражены в соответствующей записи в работе. Работы, выполненные коллективно, должны быть снабжены кратким описанием истории их создания, чтобы жюри могло оценить вклад каждого участника.
Срок отправки работ на конкурс – до 10 января 2009 (по почтовому штемпелю).
Подведение итогов. Результаты конкурса будут опубликованы в мае 2009 года. Авторов 40 лучших работ пригласят в Москву для подведения итогов конкурса. Лучшие учителя, отмеченные жюри, также будут приглашены в Москву на церемонию награждения победителей в мае 2009 года. По решению жюри и оргкомитета конкурса 5 победителей получат возможность поехать в международные школы лауреатов исторических конкурсов.
Наставники, активно участвовавшие в конкурсе, осенью 2008 года будут приглашены в Москву для работы в научно-практическом семинаре.
Авторы работ, вышедшие в финал, будут награждены книжными подарками, которые будут высланы по почте.
Присланные на конкурс работы после подведения итогов не возвращаются и будут храниться в специальном архивном фонде, открытом для всех желающих (оставляйте себе копии!). Лучшие работы могут быть опубликованы полностью или фрагментарно в ежегодном сборнике «Человек в истории», в периодической печати и Интернете на безгонорарной основе.
Присланные на конкурс работы после подведения итогов не возвращаются и будут храниться в специальном архивном фонде, открытом для всех желающих (оставляйте себе копии!). Лучшие работы могут быть опубликованы полностью или фрагментарно в ежегодном сборнике «Человек в истории», в периодической печати и Интернете на безгонорарной основе.
Запрос на получение методических и информационных материалов в помощь участникам конкурса можно присылать до 15 ноября 2008 г. (материалы высылаются бесплатно).
Запросы на методические материалы (до 15 ноября 2008 года) и работы (до 10 января 2009 года) присылайте по адресу:
Россия, 127051, Москва, Малый Каретный переулок, 12,
Международный Мемориал, «На школьный конкурс»
Тел.: (495) 699-65-04 (с 12.00 до 18.00),
Факс: (495) 609-06-94
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
http://www.konkurs.memo.ru