Воспитатель: Мартыненко Т.П.

 

МАДОУ д/с №17

 

Цель: обобщение полученных знаний по математике через применение технологии ТРИЗ.

Задачи:

- формировать навык счета до 10, закрепить умение определять предыдущие и последующее число;

- закрепить представления о геометрических фигурах и их свойствах;

-закрепить умение детей ориентироваться во временном пространстве,  в пространстве (слева – справа, вверху, внизу);

закрепить умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам;

-развивать умение задавать вопросы, логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, воображать;

-  развивает умение выделять имя признака, по которому идет сужение поля поиска;

- продолжать развивать социальные навыки умения работать в группе, находить решения и делать выводы.

 

Необходимый материал: блокнот с заданиями от ТРИЗа,  карточки  для разделения на команды, набор цифр от 1 до 10 (2 шт), набор карточек с картинками для игры «Прятки» (2 шт), карточки с клетками, фишки-картинки с изображением объектов; воздушный шарик, зайчик ТРИЗ, схема где находится ТРИЗ.

 

Ход образовательной деятельности:

I часть (вводная)

Воспитатель: Ребята, а где же ТРИЗ (зайчик), может кто-то брал, его играть? Смотрите, здесь какой-то интересный конверт! Давайте-ка посмотрим! Записка.

"Ребята, вы любите играть в прятки? Я тоже люблю! Сегодня я решил от вас спрятаться! Но найти, вы меня сможете, только, когда выполните все задания! Я вас жду!"

-Ребята будем искать ТРИЗ?

Тогда,  давайте смотреть, что же мы должны сделать?

 

II часть (основная)

(воспитатель открывает блокнот, в котором написаны задания от ТРИЗа)

Итак, наши поиски начинается вместе с волшебником Собирашка-Разбирашка (персонаж по технологии ТРИЗ), он опять все перепутал, сегодня он перепутал промежутки времени и приготовил для вас игру "Что-то здесь,  лишнее", слушайте внимательно:

- Ночь, день, лето, утро, вечер.

- Понедельник, вторник, март, четверг, пятница.

- Зима, весна, ночь, лето, осень.

- Январь, февраль, март, среда, май.

Вы правильно выполнили задание, молодцы!

Теперь, надо взять по одному объекту, и объединиться в две команды, а поможет нам в этом Волшебник Собирашка-Разбирашка, он просит объединиться, по признаку "звук", тех кто:

издает звуки( чайник, дятел, молоток, телевизор, овечка, кошка);

и тех, кто, всегда, молчит (гриб, бабочка, гнездо, цветок, солнце, варежки).

Дидактическая  игра "Цифровой поезд".

Мы должны собрать вагончики с цифрами по порядку.

Собрали? А сейчас, ребята, будьте внимательны!

- Назовите соседей числа 3, 6.

- Назовите число, «живущее» между числами: З и 5, 7 и 9.

- Какое число больше, чем 4 на 1?

- Какое число меньше, чем 7 на 1?

- А теперь, убираем цифры по заданию.

- Уберите цифру, показывающую количество ножек у стола /… сколько крыльев у птицы; какую отметку мы будем получать в школе; количество поросят в сказке; сколько солнышек на небе; сколько гномов в сказке о Белоснежке; сколько ног у осьминога; цифру, похожую на дверной замочек/.

- Какие цифры остались? Сравните числа 9 и 10.(Какое число меньше?)

Молодцы!!

Разминка с Волшебником "Наоборот" (персонаж по технологии ТРИЗ)

 

Волшебник «Наоборот», дает команды, которые надо выполнять в противоположном направлении. Например:  широкий - узкий, близко - далеко, быстрый - медленный, тихий - громкий, мокрый - сухой, начало - конец, вопрос - ответ, подпрыгнуть в верх! (присесть), опустить руки (поднять руки), наклониться влево (наклониться вправо) , шаг вперед (шаг назад), закрыть глаза, коснуться пола (дотянуться до потолка), покажите мне свои глазки и не моргайте  и т.д. Молодцы!!

Смотрим следующую страничку!

 Объединение в команды Волшебник Собирашка-Разбирашка просит объединиться, по признаку "место", тех кто:

живет в лесу ( дятел, гриб, бабочка, цветок, гнездо, солнце);

живет дома (чайник, кошка, молоток, телевизор, овечка, варежки).

Дидактическая игра "Прятки"

Ход игры: Дети в ряд выкладывают восемь карточек плоских и объемных фигур. За одну карточку прячут картинку слоненка. Вторая команда должна отгадать, за какой фигурой прячется слоненок. Отгадывающие игроки должны задавать вопросы по его поиску, не перечисляя названия объектов, а сужая поле поиска, отсекая часть пространства. На вопросы можно отвечать словами: «Да», «Нет», «И да, и нет» (то есть, объект угадан, «Это не существенно» (если в данном направлении поиск бесполезен). Чем меньше вопросов будет задано до отгадки – тем больше игроки молодцы.

 Разминка «Шарик-превращалик»

Дети стоят по кругу и под музыку передают шарик по кругу. На ком музыка остановится, выходит в центр с шариком и выполняет действие:

- тянешь тяжелые санки;

- нашла свою любимую игрушку;

- несет в руках красивый букет цветов;

- а твой шарик превратился в чупа-чупс.

- ребята, нам ТРИЗ опять предлагает разбиться на команды.

 (Обьединение в команды:

живой (дятел, гриб, цветок, бабочка, овечка);

неживой (чайник, гнездо, молоток, паутина, телевизор, солнце, варежки)

Дидактическая игра "Сказка по клеткам"

Оборудование:карточки с клетками, фишки-картинки с изображением объектов.

Ход игры: Педагог рассказывает сказку а дети внимательно слушают и ставят фишки на нужную клеточку.

Ребята, возьмите по одной фишке, и внимательно слушайте сказку о зайчике ТРИЗ и его друзьях, Когда услышите название вашего объекта, вы должны положить свою фишку на клетку с ее координатами.

III часть (заключительная)

Поиски зайчика ТРИЗ. (схема)  Мозговой штурм.

Рефлексия.

Сегодня мы с вами провели увлекательное занятие. Вам понравилось? Какое задание было самым интересным, самым трудным?  (Рисование смайлика на воздушном шарике). А сейчас я, вам, предлагаю оценить свою работу. Нужно взять фломастеры и нарисовать на своем шарике смайлик  настроения, какое у вас после сегодняшнего занятия!

 

Ссылки на источники

1.Утёмов В.В., Зиновкина М.М., Горев П.М. Педагогика креативности.

 Используемая литература

1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

2. Жихар О.П. ОТCМ - ТРИЗ в дошкольном образовании.

3. Гин А.А. «Да» и «нет» говорите. Педагогика + ТРИЗ: Сборник статей для учителей, воспитателей.

4. Корзун А.В. Весёлая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе c дошкольниками.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!