Доклад к мастер-классу:

 

Краткая аннотация

Мастер-класс разработан с целью распространения опыта освоения нетрадиционных методов оздоровления и здоровьесберегающих технологий в жизни детей, повышения знаний педагогов ДОУ.

 

Пояснительная записка

Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, но на первом месте всегда остаётся здоровье наших детей! Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Сегодня, наряду с теми мероприятиями, которые мы проводим обычно, т.е физминутки, игры и пальчиковые гимнастики, активно включаются новые формы и методы работы. Предлагаемая здоровьесберегающая технология не нова для современного мира, но я предлагаю взглянуть на неё по-новому, с позиции внедрения и разнообразия традиционных средств оздоровления в ДОУ. В сочетании с методами здоровьесбережения эта технология становится действенной силой решения важнейших задач сохранения физического и психического здоровья.  

 

Тема: «Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Цель: повысить знания педагогов ДОУ о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей, поделиться опытом освоения нетрадиционной формы оздоровления детей.

 

Задачи: Освоение на практике новых здоровьесберегающих технологий.

Условия реализации: Обязательное использование ИКТ.

Выразительные средства: ИКТ (презентация), видео и аудио сопровождение.

Ожидаемые результаты: Снятие физического и психического напряжения, получение информации, которая поможет в дальнейшей работе.

 

Вступительное слово: 1 слайд: Уважаемые коллеги, добрый день. Представляю вам, презентацию опыта работы, по теме: Китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

2 слайд: Китайский врач, Сунь Сымяо, времен империи Тан, внесший большой вклад во многие области традиционной китайской медицины, высказывался:

«Люди, искусные в сохранении здоровья, лечат болезнь, которой еще нет». Данное высказывание чётко характеризует нашу деятельность по созданию условий для оздоровления дошкольников, ведь именно в детстве закладываются основы здорового образа жизни.

3 слайд: Одним из главных направлений работы детского сада является создание условий для более гармоничного развития дошкольников, их физического и умственного развития. Большую роль в работе детского сада отводится деятельности, ориентированной на создание здоровой развивающей среды, укреплению природного защитного механизма, поддержанию постоянства внутренней среды организма ребенка дошкольного возраста (адаптацию к окружающей природной и социальной среде).

На состояние здоровья ребенка влияют несколько факторов, вы видите их на экране:

4 слайд: Профилактическая и оздоровительная деятельность в нашем детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные оздоровительные технологии и методики.

 

5 слайд:

В целях разнообразия традиционных методов работы, сохранения и укрепления здоровья воспитанников, в нашем дошкольном учреждении широко используются и нетрадиционные методы работы.

Выбор нетрадиционных методик неслучаен. Поскольку многолетний опыт практической работы в школах и детских садах, где внедряются нетрадиционные методы оздоровления, показал положительные результаты.

Из огромного количества нетрадиционных направлений, я выделила восточные оздоровительные методики, такие как - Мудры, Йога, Цигун и многие другие. Сегодня я познакомлю Вас с одной из них, это - китайская хлопково – ударная гимнастика. Эту форму оздоровления я использую впервые, и потому считаю её инновационной в своей практике.

 

6 слайд: Древняя восточная медицина знает множество средств оздоровления. Гимнастика мягко тренирует весь организм, повышает его выносливость, считается одной из самых уникальных и эффективных систем оздоровления организма. Она сочетает в себе комплекс статических физических упражнений, дыхательных техник и концентрацию внимания.

Занятия с использованием комплексов упражнений восточной гимнастики на детей действуют успокаивающе, укрепляя здоровье и дух ребенка, избавляют его от избытка энергии и новых эмоциональных переживаний, которые зачастую отвлекают детей и тормозят их развитие. Обладая природной гибкостью и чувством равновесия, дети обычно легко осваивают позы.

Регулярные практики меняют жизнь к лучшему и приводят к поразительным результатам для здоровья, позволяя быть всегда здоровым и бодрым.

7 слайд: Практика, про которую мы сегодня будем говорить называют не только Китайским похлопыванием, но и энергетическим самомассажем, который восстанавливает жизненные силы, бодрость, активность, профилактирует появление любых проблем с физическим телом (ну это как нам заявляют :).

Самомассаж — это массаж, выполняемый самостоятельно, массаж — это дозированное механическое раздражение тела человека с помощью различных приемов и манипуляций, выполняемых руками и специально подобранным природным материалом, а также специальным оборудованием.

В нашем случае мы, решили попробовать данную методику с детьми, начиная с аплодисментов здоровья.

Почему мы остановились на этом.

8 слайд: Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили взаимосвязь развития речи и тонких движений рук, на ладони рук и подошвы ног выходят своеобразные сигнальные точки почти всех органов.

Именно поэтому нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком – бессознательно посылать положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам. Во время этой практики, на физическом уровне, в вашем теле усиливается циркуляция крови, ослабленные внутренние органы получают дополнительное питание, укрепляются кости и сухожилия, становятся более подвижными суставы, а из организма начнут выходить накопившиеся токсины, усилится обмен веществ, улучшится состояние кожи и волос.

Современные же исследования подтвердили, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. 

Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Известный исследователь детской речи Мариони́лла Макси́мовна Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за моторику, является необходимым элементом в системе коррекционной работы как с воспитанниками с нарушениями речи, так и детей с нормой. Так, многие логопеды взяли её в практику своей работы с детьми с нарушениями речи.

А так как в нашем детском саду функционируют группы компенсирующей направленности детей с ТНР (тяжёлые нарушения речи). Использование различных форм и методов стимуляции мелкой моторики посредством самомассажа, особенно актуальна.

 

9 слайд:

За основу нашей гимнастики похлопывания взят комплекс, который так и называется «Аплодисменты здоровья».

Он подходит всем без исключения. Можно делать, даже не вставая со стула. вот основные тезисы проведения самомассажа:

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями, слегка надавливая, легко поглаживая или похлопывая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.).

Перед занятием хорошенько разотрём ладони, в том числе пространство между пальцами – вся поверхность ладоней должна «гореть».

Каждый удар выполняется от 7 раз. Весь комплекс в начале освоения достаточно повторять 2 раза подряд, а потом его рекомендуется выполнять до 6 раз подряд. В течение дня его можно повторить 3-5 раз, но только не вечером. При этом соблюдайте главное правило цигун – ищите баланс, прислушивайтесь к себе, всё делайте по своему самочувствию.

10 слайд:

А теперь коротко об упражнениях и их воздействии на организм.

  • Постукивание кулачками друг о друга — это для профилактика хронических головных болей и боли в плечах;
  • Похлопывание запястьями друг о друга - аплодисменты, улучшающие работу мочеполовой системы.
  • Похлопывание по тыльной стороне ладони другой рукой - способствует уменьшению болей в пояснице. Сначала надо сделать упражнение с левой, потом с правой руки или наоборот. Главное поменять руки.
  • Постукивание кончиками пальцев одновременно друг о друга - поможет при хронических ринитах, усталости глаз. На кончиках пальцев есть акупунктурные точки, которые связаны с лицом.
  • На внутренней стороне наших ладоней есть точки, которые связаны с сердцем и легкими, постукивание кулаком внутренней части ладони - улучшает работу этих органов. Делается это упражнение сначала с одной руки, потом с другой.
  • Растирание и похлопывание ладоней стимулирует те точки, которые связаны со многими внутренними органами и системой кровообращения. Похлопывания ладонями друг о друга, с расставленными пальцами - улучшит работу щитовидной железы, внутренних органов, сердечно-сосудистой системы.
  • Соберите ладони в горсти и похлопывайте — это отличное упражнение для профилактики инсультов и старческого маразма.
  • Заведите руки за голову и похлопайте в ладоши — это упражнение снимает усталость в области плеч и рук.

Как видите, все очень просто и легко.

11 слайд: Непосредственная задача практики данной оздоровительной гимнастики состоит в пробуждении дремлющего в человеческом теле механизма самовосстановления, естественным образом восстанавливается здоровье всех систем организма и улучшается общее состояние человека. Поэтому в нашем саду, решено делать его сразу после основной гимнастики, не пропускать и делать каждый день. Сам комплекс выполняется под энергичную, весёлую музыку, что особенно нравится детям. Данный комплекс, пока, опробован с детьми старшего дошкольного возраста. Конечно, пока рано говорить о каких-либо результатах применения данной технологии, но уже сейчас можно твёрдо сказать, что дети с радостью включаются в выполнение этой гимнастики, настроение улучшается, дети с удовольствием хлопают.  В перспективе, мы планируем включить его в систему физкультурно-оздоровительной работы и с детьми младшего дошкольного возраста. С логопедической точки зрения, данная технология уникальна, в тесном сотрудничестве с ними, по мере освоения движений самомассажа, предполагаем идти на усложнение упражнений и добавление новых, а также упражнений разнонаправленного действия, для улучшения межполушарных связей.

   12 слайд: если вы любите необычные гимнастики, то я думаю многим должна понравиться эта практика – одно из драгоценных наследий в сокровищнице традиционной китайской медицины. Это оздоровительная и общеукрепляющая система с отличительными национальными чертами. Она является обобщением опыта, накопленного китайским народом. Мы же продолжим изучение опыта восточных технологий. И внедрение их в традиционные формы работы.

Презентация: https://cloud.mail.ru/stock/8jvb3kUWbnziyFLonNWhtqoG

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?