«Мальчики не плачут», «Девочки не дерутся», «Поделись игрушкой, ты же не жадина!» — со временем такие фразы превращаются в установки. Они откладываются в нашем подсознании в детстве и всю жизнь руководят нашими поступками.
«Будь скромным, выскочек никто не любит»
Мир за последние десятки лет изменился, и быть не таким, как все, иметь свое мнение, подвергать общепринятые нормы критике и сомнениям стало нормальным.
Более того, чтобы добиться успеха нужен не только талант, но и умение правильно его преподнести. То, что раньше считалось «постыдным хвастовством», сегодня преподают на ораторских курсах и тренингах личностного роста.
Как лучше: Просите ребенка рассказывать о своих достижениях и успехах, почаще хвалите, акцентируйте внимание на его сильных сторонах и талантах. С рождения культивируйте в нем уверенность в себе и своих силах.
«Я старше, поэтому я прав/права» или «Старших нужно всегда слушать»
Эту фразу родители произносят, чтобы ребенок их слушался, а значит, чтобы сделать его удобным. Между тем умение задавать вопросы, подвергать суждения критике и даже спорить — очень ценное качество во взрослой жизни.
Вера в то, что взрослый всегда прав, может быть опасна для жизни. Ребенок, которому это внушили, спокойно уходит из парка, открывает дверь незнакомцу — «взрослых надо всегда слушать».
Как лучше: Будет лучше, если вы потратите время, но все-таки объясните ребенку причины того или иного решения. Например, не «я сказала домой, значит, — домой», а «мы уходим с площадки, потому что становится холодно. Если мы замерзнем, то можем заболеть, и тогда придется пить горькие лекарства». Так ребенок учится предвидеть возможные последствия своих действий и слушаться не бездумно, а осознанно.
«Хорошие девочки/ мальчики так себя не ведут»
Любые гендерные установки, как правило, деструктивны. К счастью, сегодня уже гораздо реже мамы произносят пресловутое: «не плачь, ты же мужчина», понимая, что любой человек независимо от пола имеет право проявлять эмоции, в том числе и печаль.
Хуже обстоят дела у тех родителей, которые транслируют свой негативный опыт общения с противоположным полом на детей: «Не доверяй мальчикам», «Всем им только одно надо», «Все мужики изменяют». Вы удивитесь, насколько часто подобные фразы звучат в качестве наставлений девочкам-подросткам.
Как лучше: Лучше избегать любых установок, связанных с полом.
«Никогда ничего не проси — справляйся сам/сама»
Желая воспитать в ребенке самостоятельность, а, возможно, руководствуясь собственным негативным опытом, родители часто прибегают к этой установке. Им кажется, что просить о помощи или об услуге – это проявление слабости, что ребенка необходимо научить справляться с трудностями самостоятельно. Из таких детей вырастают взрослые, неспособные работать в команде, доверять близким и делегировать обязанности.
Как лучше: Можно говорить ребенку такую фразу: «Я верю в то, что ты можешь справиться сам, но если тебе понадобится моя помощь, то позови. Я обязательно помогу тебе».
«Есть такое слово — "надо"»
На самом деле, умение заставить себя что-то делать, когда не очень хочется, – не такое уж и плохое. Оно наверняка пригодится ребенку и в учебе, и в спорте, – везде, где для достижения цели требуется упорный труд.
Однако есть у волшебного слова «надо» и обратная негативная сторона. Она проявляется, когда родители «передавили», и ребенок за бесконечными «так лучше, так надо, так правильно» перестает слышать собственное «хочу». Во взрослом возрасте такой человек не слышит свои желания, попросту не позволяет себе их иметь. Такими людьми легко манипулировать.
Как лучше: Говоря ребенку «надо», обязательно объясняйте кому и почему это надо. «Потому что мама папа так сказали» – не аргумент.
«Поделись с братом/сестрой/другом, ты же не жадина!»
Боясь вырастить эгоиста и собственника, родители буквально заставляют своих детей делиться игрушками и личными вещами. В худшем случае ребенок подчиняется и перестает адекватно воспринимать свои желания и границы. Повзрослев, он практически не умеет говорить «нет» или же, наоборот, воспринимает все предложения в штыки.
Как лучше: Учить ребенка делиться все-таки нужно. Однако стоит учесть два фактора – возраст и личные особенности малыша. Например, трехлетние дети в основном «жадины», и это нормально. В этом возрасте они проходят через процесс осознания себя как отдельной личности, в их лексиконе появляются слова «Я», «мой». Можно предложить ребенку обменяться игрушками или поиграть ими вместе с другом, но, если он наотрез отказывается, не заставляйте.