Березинская С.В., воспитатель средней группы МБДОУ д/с № 13, г. Дивногорск. Тема: Вода, её свойства.
Цель: Расширить кругозор детей и формирование математических представлений.
Программные задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах, текучесть).
- Учить считать в пределах 3-х, согласовывая в роде, числе и падеже числительное с существительным, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.
- Учить детей определять пространственные характеристики предметов: высокий – низкий. Показать относительность величины предметов: большой – средний – маленький;
- Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, прозрачная.
Методы и приёмы:
- Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).
- Наглядный (символы, химическое оборудование).
- Практический (счёт, опыты)
- Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Предварительная работа:
- Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
- Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
- Просмотр видеофильма "Вода".
Материал и оборудование:
- Химическое оборудование: 6 стаканов, колбы разные по размеру, пипетка, бриллиантовая зелень, марганец кислый калий, гуашь синего цвета, подносы, салфетки, мольберт.
- Символы, обозначающие свойства воды.
- Картинка козлёнка, белый лист бумаги, игрушка "обезьянка Анфиса".
Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.
Вос-ль.: (с игрушкой обезьянкой Анфисой): Ребята, представляете, когда я утром пришла в детский сад и увидела Анфис,она сидела такая грустная. Я спросила её, что случилось, и она мне сказала, что хочет научиться считать, и оказывается, ничего не знает о воде. Я её, ребята, успокоила и сказала, что мы все вместе сможем ей помочь. Поможем? (Ответы детей). Анфиса, присаживайся на стул.
Вос-ль.: Ребята, так что же такое вода? Какая она бывает? (Ответы детей).
Вос-ль обобщает ответы детей, добавляет несказанное детьми. Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.
Сейчас на практике убедимся в ваших утверждениях. Что воду можно перелить из сосуда в сосуд.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость». (На столе 3 стакан с водой и 3 без воды стакана)
Вос-ль: Давайте посчитаем, сколько стаканов с водой? Сколько стаканов без воды? Поровну ли стаканов с водой и без воды? Как это узнать?
Вос-ль подводит итог: Вода-это жидкость, ее можно наливать, переливать.
Вос-ль: А чтобы вам, ребята, и тебе Анфиса, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ. (Рассматриваем и вывешивается на доске).
Вос-ль.: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
На столе у воспитателя белый лист бумаги, средняя колба с молоком, большая колба с водой, маленькая колба пустая.
Вос-ль.: Какого цвета лист бумаги? белого). Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого(цвета? (Ответы детей). Давайте посмотрим на картинку через молоко, что мы видим? (ничего).
А теперь посмотрим на картинку через воду, что мы видим? (картинку).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства).
Вос-ль: Ребята, перед вами стоит три колбы, покажите мне самую большую колбу? А что в ней? (вода).А самую маленькую? А что в ней? (она пустая). А как назвать колбу, которая стоит между большой и маленькой? (средняя). А что в ней? (молоко).А кто может показать самую высокую колбу? А самую низкую?
Ах, вода, вода, вода
Будем чистыми всегда!
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
Вос-ль.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Анфиса, хочешь? (Ответы). Дети рассаживаются на стульчики.
Опыт №4 «Воду можно окрасить».
На столе 3 колбы с водой, зелёнка, марганцовка, гуашь синего цвета. Этот опыт проделывает только воспитатель.
Вос-ль.: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристалл (марганец кислый калий) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную каплю (бриллиантовая зелень). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей). А если мы добавим синюю гуашь, вода изменит свой цвет? (Ответы детей).
Вывод:вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили
Вос-ль: Какого цвета стала вода, когда в неё добавили волшебную каплю ? бриллиантовой зелени (зелёная).Какого цвета стала вода, когда в неё добавили волшебный кристалл марганца кислого калия? (красная).Какого цвета стала вода, когда в неё добавили гуашь? (синяя).
Опыт №3 «Вода не имеет запаха».
Вос-ль.: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
Вывешивается символ этого свойства воды.
Вос-ль.: Молодцы, ребята! Ну что, Анфиса, узнала что-нибудь нового о воде?
«Анфиса»: Да! Только это так трудно запомнить.
Вос-ль.: А ребята тебе, Анфиса, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай. (Ответы детей с опорой на символы и с помощью воспитателя).
Дети: Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. Вода – бесцветная. Вода не имеет запаха.
«Анфиса»: Ну. Спасибо, теперь я всё знаю о воде, и умею считать до 3; определять большое, среднее, маленькое; находить высокое и низкое; и даже повторила некоторые цвета.