Березинская С.В., воспитатель средней группы МБДОУ д/с № 13, г. Дивногорск. Тема: Вода, её свойства. 

Цель: Расширить кругозор детей и формирование математических представлений.

Программные задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах, текучесть).
  2. Учить считать в пределах 3-х, согласовывая в роде, числе и падеже числительное с существительным, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.
  3. Учить детей определять пространственные характеристики предметов: высокий – низкий. Показать относительность величины предметов:  большой – средний – маленький;
  4. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, прозрачная.

Методы и приёмы:

  1. Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).
  2. Наглядный (символы, химическое оборудование).
  3. Практический (счёт, опыты)
  4. Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
  2. Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
  3. Просмотр видеофильма "Вода".

Материал и оборудование:

  1. Химическое оборудование: 6 стаканов, колбы разные по размеру, пипетка, бриллиантовая зелень, марганец кислый калий, гуашь синего цвета, подносы, салфетки, мольберт.
  2. Символы, обозначающие свойства воды.
  3. Картинка козлёнка, белый лист бумаги, игрушка "обезьянка Анфиса".

ДС13 - Березинская-01Ход занятия

Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.

Вос-ль.: (с игрушкой обезьянкой Анфисой): Ребята, представляете, когда я утром  пришла в детский сад и увидела Анфис,она сидела такая грустная. Я спросила её, что случилось, и она мне сказала, что хочет научиться считать, и оказывается, ничего не знает о воде. Я её, ребята, успокоила и сказала, что мы все вместе сможем ей помочь. Поможем? (Ответы детей). Анфиса, присаживайся на стул.

ДС13 - Березинская-02Вос-ль.: Ребята, так что же такое вода? Какая она бывает? (Ответы детей).

Вос-ль обобщает ответы детей, добавляет несказанное детьми. Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.

Сейчас на практике убедимся в ваших утверждениях. Что воду можно перелить из сосуда в сосуд.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость». (На столе 3 стакан с водой и 3 без воды стакана)

Вос-ль: Давайте посчитаем, сколько стаканов с водой? Сколько стаканов без воды? Поровну ли стаканов с водой и без воды? Как это узнать?

ВДС13 - Березинская-03ос-ль подводит итог: Вода-это жидкость, ее можно наливать, переливать.

Вос-ль: А чтобы вам, ребята, и тебе Анфиса, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ. (Рассматриваем и вывешивается на доске).

Вос-ль.: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.

Опыт № 2 «Вода бесцветная».

На столе у воспитателя белый лист бумаги, средняя колба с молоком, большая колба с водой, маленькая колба пустая.

Вос-ль.: Какого цвета лист бумаги? белого).  Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого(цвета? (Ответы детей).  Давайте посмотрим на картинку через молоко, что мы видим? (ничего).

ДС13 - Березинская-04А теперь посмотрим на картинку через воду, что мы видим? (картинку).

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед  детьми вывешивается символ этого свойства).

Вос-ль: Ребята, перед вами стоит три колбы, покажите мне самую большую колбу? А что в ней? (вода).А самую маленькую? А что в ней? (она пустая). А как назвать колбу, которая стоит между большой и маленькой? (средняя). А что в ней? (молоко).А кто может показать самую высокую колбу? А самую низкую?

ДС13 - Березинская-04Физкультминутка «Вода»

Ах, вода, вода, вода
Будем чистыми всегда!
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.

Вос-ль.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Анфиса, хочешь? (Ответы). Дети  рассаживаются на стульчики.

Опыт №4 «Воду можно окрасить».

На столе  3 колбы с водой, зелёнка, марганцовка, гуашь  синего цвета. Этот опыт проделывает только воспитатель.

ДС13 - Березинская-05Вос-ль.:  Я сейчас в воду добавлю волшебный кристалл (марганец кислый калий) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную каплю (бриллиантовая зелень). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей). А если мы добавим синюю гуашь, вода изменит свой цвет? (Ответы детей).

Вывод:вода может менять цвет в зависимости от того,  что в неё добавили

ДС13 - Березинская-06Вос-ль: Какого цвета стала вода, когда в неё добавили волшебную каплю  ? бриллиантовой зелени (зелёная).Какого цвета стала вода, когда в неё добавили волшебный кристалл марганца кислого калия? (красная).Какого цвета стала вода, когда в неё добавили гуашь? (синяя).

Опыт №3 «Вода не имеет запаха».

Вос-ль.:  Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

ДС13 - Березинская-08Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

Вывешивается символ этого свойства воды.

Вос-ль.:   Молодцы, ребята! Ну что, Анфиса, узнала что-нибудь нового о воде?

«АнфиДС13 - Березинская-09са»: Да! Только это так трудно запомнить.

Вос-ль.:   А ребята тебе, Анфиса, ещё раз напомнят.  Слушай и запоминай.  (Ответы детей с опорой на символы и с помощью воспитателя).

Дети: Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. Вода – бесцветная. Вода не имеет запаха.

«Анфиса»: Ну. Спасибо,  теперь я всё знаю о воде, и умею считать до 3; определять большое, среднее,  маленькое; находить высокое и низкое; и даже повторила некоторые цвета.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!