из опыта работы Удодовой Надежды Егоровны воспитателя высшей квалификационной категории   МБДОУ д/с №13 г. Дивногорска


Я хочу поделиться опытом своей углубленной работы по теме «Театр и дети». Почему я взяла эту тему? Во-первых, мне это было интересно. Во-вторых, я знала, что театрализованная деятельность создает фундамент для полноценного развития детей, дает возможность адаптироваться в социальной среде, раскрывает духовный и творческий потенциал каждого ребенка, формирует сознание на успех. Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Чаше всего основой игр-драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко. Русские народные сказки радуют нас оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, юмором.

Все мы знаем, что игра –  ведущий вид деятельности дошкольного воз­раста. Игра – это соподчинение личностных и общественных интере­сов а подготовка к спектаклям и постановка  сказок, это та же игра, понятная и доступная детям. Так же в театрализованных играх проявляется одно из важней­ших качеств – творческая фантазия, а в развитии воображения су­щественную роль играет слово. Поэтому в своей работе я делаю упор на театрализованную деятельность детей, а через неё готовлю их к школе, к умению слушать и слышать, к умению общаться, развивать уверенность в себе.

Но театральная деятельность детей не появится сама собой. В ее становлении огромную роль играет взрослый, умело направляющий данный процесс. Чтобы подвести детей к театрализованным играм, я начинаю с ними работать в этом направлении с I млад­шей группы и веду до выпуска в школу.  Начинаю я свою работу с традиционных форм: разучивания  потешек, чтения  и рассказывания  сказок, слушание сказок в аудиозаписи. Рассматривали с детьми   иллюстрации к сказкам в разной манере исполнения  художников В.Васнецова, Е.Рачаевой, В.Г.Мельниченко, В.Лебедевой, С. Малинко, А.Жуковой, М.Тюрина, Второй этап – обыгрывали сказки, разыгрыванием стихов, песенок, потешек; показом детям кукольных театров: настольный, петрушечный, пальчиковый.

В ходе работы с детьми я убедилась, что для более творческой и результативной работы по этому направлению, я должна найти другие методы и приемы работы. Для этого я изучила доступную мне литературу по театрализованной деятельности детей: Т.И.Петрова «Театрализованные игры в детском саду», М.Д.Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», Л.В.Артёмова «Театрализованные игры дошкольников», Г.Н. Караманенко «Кукольный театр дошкольников», М. Красей «Детские оперы и игры», З.А.Грищенко «Ты детям сказку расскажи», Т.Рик «Сказки и пьесы для семьи и детского сада», Л.Е. Тумина «Кружок. Сочини сказку», Е.А. Гальцова «Забавные истории обо всем на свете (театрализованные и игровые занятия в детском саду)».                      

На основе накопленных мною  знаний и практического опыта  разработала модели по данной теме «Организация работы с детьми по театрализованной деятельности», «Театр и дети»; составила перспективный план работы на четыре года с опорой на программу В.И.Сорокиной «Театр, творчество и дети». Это помогло мне систематизировать свою работу, не метаться из стороны в сторону, не перегружать детей. Проводила интегрированные занятия, т.е. содержание по театрализованной деятельности связывала со всеми видами занятий педагогического процесса как: окружающий мир, ознакомление с художественной литературой, развитие речи на математике, изобразительная деятельность, конструирование, музыкальные. Театрализованная деятельность стала неотъемлемой частью всего педагогического процесса.

Если в начале своей работы по театрализованной деятельности, я брала много сказок для инсценировок, то в процессе работы убедилась, что целесообразнее взять одну - две  сказки и работать над ними  продолжительное время (до  2 лет), постепенно усложняя инсценировки, на новом уровне обсуждая с детьми характеры героев сказок и смысл сказки. Первый год разучиваем слова точно по тексту,   подбираем движения  каждому персонажу. Каждый ребенок проиграл каждую роль, хорошо ее усвоил, мог заменить любого отсутствующего партнера. Дети с желанием брали на себя роль как положительных, так и отрицательных персонажей сказки. Если в старшей группе требовалась моя помощь в руководстве спектаклем, то к подготовительной группе дети были полностью самостоятельны; проявляли творчество и собственную инициативу. В этом и отражается результат моей работы. У  детей  не  угасал  интерес  к  спектаклю от выступления к выступлению, чем чаще мы ставили с детьми спектакль, тем они чувствовали  себя раскованнее, свободнее, естественнее. Считаю ценность моей работы в том, что в сказке принимали участие все дети группы, для этого придумала и ввела новых персонажей. Повышала интерес к играм- драматизации внося к группу костюмы, атрибуты, игрушки т.к. костюмы  в играх дополняют образ, но не стесняют ребёнка. Учила детей  использовать отдельные элементы костюмы (гребешок, хвостик, ушки) для   создания образа.

Полноценными партнерами в этой работе были родители моих воспитанников. Они активно включились в работу по изготовлению костюмов, атрибутов и бутафории;  был вложен огромный труд, родители искренне сопереживали юным актерам. Понимание значения проводимой мною работы пришло к родителям постепенно, после того как они увидели результат этой работы в своих детях, побывали на наших спектаклях.

По теме «Театр и дети» я работаю с 1996г. Что я получила в результате своей углубленной работы с детьми по данному направлению?   Проводимая мною работа подтвердила целесообразность  организации театрализованной деятельности детей - 85% моих выпускников (по оценке родителей, учителей, психолога)  уходят в школу активными, коммуникабельными; они умеют входить в деловые отношения со сверстниками и взрослыми,  не боятся выступать перед публикой, умеют контролировать свое поведение, что, безусловно, пригодилось им в школе. Первый мой выпуск(2001г.) заканчивает 11 класс, из их  50% учатся на  «4» и «5» . В настоящее время дети 2011г. выпуска  заканчивают первый класс с успешными результатами (78% показали высокий уровень успеваемости), активно участвуют в городских  творческих мероприятиях.

Итак. Театр - всегда игра, сказка, чудо! Это возможность  не только увидеть героя, но и возможность самому стать им. Для ребёнка необходимо  хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты. И хочется закончить словами В.Шекспира:

Посмотрите на нас повнимательней,
Дайте шанс! Подскажите! Порой
Оказаться талантливым может
Каждый третий и даже второй!»

Если кого-то заинтересовал мой опыт работы, и появятся единомышленники, я буду искренне рада сотрудничать с Вами!

mk20121025-01 mk20121025-02 mk20121025-03 mk20121025-04
2012 г. 2012 г. 2011 г. (осень)

2011 г. (весна)

mk20121025-05 mk20121025-06 mk20121025-07 mk20121025-08
2007 г. 2006 г. 2005 г. 2001 г.

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?