Тонкая моторика (ручная умелость) – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.

 

     Тонкая моторика (ручная умелость) является важнейшей составной частью готовности к школе.

      В процессе консультирования по вопросу, готов ли ребёнок к обучению в школе, мы часто имеем дело с детьми, у которых слабо развиты пальцы рук.

      Родителей это беспокоит, так как очевидно, что у таких детей будут трудности с письмом, и они озадачены, как же упражнять пальцы рук, развить силу и выносливость мышц кисти.

      У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие такие сложные движения, как бег, прыжки, лазанье, плавание, катание на коньках. В то же время мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонкокоординированные движения при письме, развиты ещё не достаточно. Поэтому первоклассникам так трудно писать, и при выполнении  графических упражнений они быстро устают.

      В первую очередь, развитие  тонкой моторики (ручной умелости) ребёнка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребёнку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.

     Далее постарайтесь ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребёнка и не развивают мышцы пальцев рук.  Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши.

     Очень полезны для развития пальцев ребёнка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска (покупайте детям книжки-раскраски), нанизывание  бус, конструирование из мелких деталей, закручивание гаек в детском конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики.  Ручной труд: составление аппликаций, работа с ножницами (желательно небольшого размера), пришивание и застёгивание мелких пуговиц, вышивание, выжигание, выпиливание, завязывание узелков. Изготовление поделок, составление композиций из природного и бросового материала, работа с бумагой и картоном.

     В процессе ручного труда создаются условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей. Это, в свою очередь, обеспечивает успешное овладение более сложным учебным материалом, то есть подготовки руки к письму, развитию ручной умелости.  

       В целом, подводя итоги  следует отметить, что система развития ручной умелости детей старшего дошкольного возраста посредством ручного труда, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество,  развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать  свою точку зрения на окружающую действительность.

     Так же  полезны для тренировки мелкой моторики рук различные игры и игровые упражнения, разнообразные «пальчиковые игры» и гимнастика для пальцев. А когда наступит лето, используйте для тренировки сбор ягод, выпалывание сорняков и другие виды работ, в которых участвуют мелкие мышцы рук.

     Моторика рук (ручная умелость) является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Если на первый план выдвигается овладение только практическими приемами и технологиями, то результатом будет лишь  «набитая рука», а не развитие личности. Ручная умелость является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, общего развития ребенка.

     Дополнительные, специальные занятия особенно нужны детям с плохим развитием речи, так как существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики. Если ребёнку двух-трёх лет удаются изолированные движения пальцев (может показать отдельно один палец, два и т.д.), то обычно у такого ребёнка хорошо развита и речь. Поэтому тренировка пальцев рук у ребёнка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму.

 

    

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?