Ребенок с ограниченными возможностями здоровья дольше и сложнее адаптируется в социуме. В результате воспитания и обучения многие дети к 12—14-летнему возрасту усваивают определенные социально-бытовые навыки. Задача родителей помочь ему в этом. Стремитесь к тому, чтобы ваши прогулки с ребенком имели познавательное значение. Например, как можно чаще обращайте внимание сына или дочери на проезжую часть улицы, пешеходные дорожки, тротуар. Объясняйте ребенку, как надо переходить улицу, кто или что регулирует движение, показывайте ближайшие от дома остановки общественного транспорта. Ребенок наблюдает, например, за проезжающими машинами, определяет, какие они: грузовые или легковые.
Акцентируйте внимание ребенка на том, какие бывают дома — новые и старые, высокие и низкие, объясните типы зданий — жилые, административные и т. д. Затем попросите его определить по внешним признакам назначение того или иного строения (жилой дом, школа, больница, завод); сравнить здания по высоте и красоте; прочитать или узнать вывески: «Магазин», «Аптека», «Булочная», «Почта» и т. п.; найти «островки безопасности», где пешеход может переждать поток машин. Объясните ребенку, где находится переход через улицу, научите его определять сигналы светофора.
Вы намного облегчите себе жизнь и внесете положительные эмоции в быт ребенка, если научите его пользоваться общественным транспортом, услугами почты, предприятий бытового обслуживания, делать небольшие покупки в магазине. Так, если вы едете в автобусе, расскажите сыну или дочери о правилах поведения в салоне, о том, где приобрести билеты, назовите их стоимость. Объясните, как пользоваться проездными билетами, различать остановки. Знания, полученные во время прогулок, закрепите дома. Для этого выберите картинки с машинами. Попросите ребенка найти и назвать машины, предназначенные для перевозки людей, грузов. Пусть он разложит картинки с машинами по группам.
Во время поездки обратите внимание ребенка на различные объекты, которые встречаются по ходу движения. Объясните, что люди едут с определенной целью: одни — на работу, другие — в магазин, третьи — в школу. Далее попросите ребенка определить, куда едут мужчина с портфелем, пожилая женщина с хозяйственной сумкой, девочка с ранцем.
Все дети очень любят ходить со взрослыми в магазины. Если вы собираетесь за покупками, заранее проговорите с ребенком возможные ситуации. Постепенно приучайте его делать покупки, ориентироваться в магазине (подавать чек продавцу, просить необходимый товар и т. п.).
Научите ребенка пользоваться телефоном: набирать номер служебного телефона родителей, близких людей, находить номера экстренного вызова (пожарной команды, скорой медицинской помощи, милиции и др.).
Помните, что ваш ребенок живет в окружении людей, он должен уметь общаться. Поэтому вам необходимо научить сына или дочь вести диалог. Для этого поручите родственникам или знакомым поговорить с ребенком по телефону. Заранее объясните взрослым, какую цель вы преследуете. Напомните, что разговор должен быть кратким, отражать личный опыт : семейные или учебные дела, здоровье родных и близких, поздравление с праздником, с днем рождения и т. п.
Познакомьте подростка с работой почты. Приведите сына или дочь в почтовое отделение и расскажите о его назначении, покажите различные почтовые отправления (конверты, открытки, бланки телеграмм и т. д.). Обратите внимание сына или дочери на их размеры, художественное исполнение (поздравительные телеграммы, открытки), расположение марок.
Если ребенок умеет писать и читать, он может дома надписать адрес на конверте, составить с помощью взрослого и написать поздравительную открытку, а затем опустить ее в ближайший почтовый ящик. Если у него возникнут затруднения, то вы должны помочь.
Расскажите сыну или дочери о различных профессиях, кем вы работаете и чем занимаетесь, где учатся или работают их старшие братья и сестры. Пусть с вашей помощью ребенок составит альбом из рисунков, фотографий, изображающих людей различных профессий. Дополняйте альбом новыми материалами, так как дети любят перелистывать его, им нравится рассматривать изображенное.
Занятия по социальной адаптации помогут детям получить элементарные представления о жизни, труде и быте людей, т. е. будут способствовать их интеграции в общество. Однако не увлекайтесь длительными беседами, поучениями, которых дети не поймут. Обучение будет успешнее, если вы опираетесь на такую характерную для этих детей черту, как способность к подражанию. Многократно показывайте, как поступать в определенных ситуациях, как выполнять необходимые действия.
Многие родители задаются вопросами, какого уровня социально-трудовой адаптации могут достичь их дети, стоит ли тратить физическое и душевное здоровье, время, идти на значительные материальные лишения, воспитывая ребенка с ограниченными возможностями в семье. Определенным ответом на эти вопросы могут явиться данные, полученные при обследовании значительного числа лиц, окончивших специальные школы. Опыт свидетельствует о том, что многие из них трудоустроились и социально адаптировались. Необходимо научить их помогать в уборке квартиры, в хозяйственных делах на даче. Сформировать умение следить за собой.
В заключение необходимо отметить, что работа с умственно отсталыми детьми должна быть направлена на выявление их потенциальных возможностей. Требуются совместные усилия педагогов, врачей и родителей для поиска новых форм и методов воспитания и обучения детей, осуществления возможной их интеграции в общество.
Следует воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие ребенка с недостатками развития, понимание их проблем. Желательны организация радио- и телепередач, издание небольших информационных материалов: памяток, буклетов. Такая работа должна проводиться систематически, с привлечением специалистов органов здравоохранения, народного образования, социальной защиты, самих родителей и всех заинтересованных лиц.