1. Информация об авторе разработки:
Порфирова Валентина Викторовна, МБОУ СОШ №5, г. Дивногорск, учитель начальных классов
2. Название модуля курса. Основы православной культуры.
Номер урока. Урок №11
Тема: Заповеди
Тип урока: Изучение нового материала
3. Краткое описание последовательности этапов урока
- Орг. момент.
- Введение в тему урока. Метод эмоционального погружения.
- Определение цели урока – постановка основополагающего вопроса. Определение темы урока.
- Изучение нового материала.
- Физминутка.
- Закрепление изученного материала.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
4. Задачи урока.
- В области ценностей: после урока дети будут размышлять о добре и зле с точки зрения десяти заповедей, которые даны людям от Бога через пророка Моисея.
- В области опыта: учащиеся получат опыт коллективной работы (работа в группах, игры), опыт доверия друг другу.
- В области знаний: после урока учащиеся будут знать, какие заповеди записаны в Библии.
5. Используемый учебный материал.
1. Список специальной литературы для учителя:
- книга для учителя по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (справочные материалы для общеобразовательных учреждений под редакцией В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошникова), Москва «Просвещение», 2010
- программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», Москва «Просвещение», 2010
- учебное пособие для общеобразовательных учреждений, модуль «Основы православной культуры», Москва «Просвещение», 2010
- учебно-методические материалы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (для системы повышения квалификации работников образования),
- материалы курсов по теме «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»
2. Учебные пособия для учеников:
- учебное пособие для общеобразовательных учреждений, модуль «Основы православной культуры», Москва «Просвещение», 2010
- Ожегов. Толковый словарь русского языка.
- Н.Будур. Православная вера. Москва «Олма-пресс», 2002
3. Видеоматериалы:
- электронное приложение к учебному пособию «Основы православной культуры»
- отрывок из м/ф «Сказка о Золотой рыбке».
Описание этапов занятия, форм и содержания работы учеников.
ЦЕЛЬ: Проанализировать моральные и этические нормы, записанные в заповедях и предъявляемые к человеку в православной культуре.
ЗАДАЧИ:
- Воспитательная: воспитание толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу.
- Образовательная: ознакомление учащихся с понятием «заповеди», определение ими своего ценностного отношения к миру, к окружающим людям, самому себе.
- Развивающая: развитие умения работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся.
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА.
1. Орг. момент.
2. Введение в тему урока. Метод эмоционального погружения.
1. Учитель: посмотрите отрывок из м/ф «Сказка о Золотой рыбке» (э/п).
Примерные вопросы:
- Почему Золотая рыбка не выполнила последнее желание старухи?
- Как вела себя старуха по отношению к старику, рыбке?
- Каким в сказке представлен старик?
- Какой в сказке представлена старуха?
В процессе беседы выйти на понятия «добро» и «зло».
2. Выдвижение гипотез (записываются на доске).
Учитель: продолжите мою фразу:
Человек поступает плохо, если… |
Человек поступает хорошо, если… |
обманывает |
не врет |
ворует |
не берет чужое |
не уважает старших |
уважает старших |
убивает |
уверен, что убивать нельзя |
завидует |
не завидует другим |
и т.д.
3. Определение цели урока – постановка основополагающего вопроса.
Учитель: чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло, существуют заповеди. Тему нашего урока можно сформулировать так: «Какие заповеди даны людям?».
Учитель: как вы понимаете слово «заповеди»? (ответы детей + толковый словарь).
4. Изучение нового материала.
1. Учитель: как вы понимаете слово «заповеди»? (ответы детей).
2. Учитель: а теперь сравним свое определение с определением из словаря. Похожи ли наши определения? Откройте свои учебные пособия на стр.40 и прочитайте до слов «Вот некоторые из них».
Что нового еще узнали? (ответы детей)
3. Учитель: познакомимся ближе с 10 заповедями (первые четыре для ознакомления читает учитель). Дети читают текст на стр.40-41 по небольшим отрывкам (по заповедям) и сравнивают со своими гипотезами, добавляют и уточняют их.
5. Физминутка.
4. Вернемся к видеоролику из м/ф.
Учитель: Какую заповедь нарушила старуха из «Сказки о Золотой рыбке»? (ответы детей)
5. Учитель: Народная мудрость копилась веками. Каждый народ хранит свой кладезь мудрости, в котором есть пословицы, поговорки, крылатые фразы и изречения. В них вы можете найти отражение заповедей, данных Богом человеку.
Учитель: назовите несколько пословиц, которые отражают в себе заповеди (ответы детей + интерактивные модели (э/п)).
6.Закрепление изученного материала.
Тренажер (э/п).
7. Итог урока.
Контроль (э/п)
8. Домашнее задание.
Вспомните пословицы и поговорки, в которых отражаются заповеди, (по желанию можно сделать в рисунках).
Стр.41 вопросы и задания (обсудить с родителями).
9. Рефлексия.
Закончи предложения:
- Оказывается…
- Самым неожиданным для меня было…
- Мне больше всего…