1. Информация об авторе разработки:

Порфирова Валентина Викторовна, МБОУ СОШ №5, г. Дивногорск, учитель начальных классов

2. Название модуля курса. Основы православной культуры.

Номер урока. Урок №11

Тема: Заповеди

Тип урока: Изучение нового материала

3. Краткое описание последовательности этапов урока

  1. Орг. момент.
  2. Введение в тему урока. Метод эмоционального погружения.
  3. Определение цели урока – постановка основополагающего вопроса. Определение темы урока.
  4. Изучение нового материала.
  5. Физминутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Итог урока.
  8. Домашнее задание.
  9. Рефлексия.

4. Задачи урока.

  1. В области ценностей: после урока дети будут размышлять о добре и зле с точки зрения десяти заповедей, которые даны людям от Бога через пророка Моисея.
  2. В области опыта: учащиеся получат опыт коллективной работы (работа в группах, игры), опыт доверия друг другу.
  3. В области знаний: после урока учащиеся будут знать, какие заповеди записаны в Библии.

5. Используемый учебный материал.

1. Список специальной литературы для учителя:

  • книга для учителя по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (справочные материалы для общеобразовательных учреждений под редакцией В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошникова), Москва «Просвещение», 2010
  • программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», Москва «Просвещение», 2010
  • учебное пособие для общеобразовательных учреждений, модуль «Основы православной культуры», Москва «Просвещение», 2010
  • учебно-методические материалы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (для системы повышения квалификации работников образования),
  • материалы курсов по теме «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»

2. Учебные пособия для учеников:

  • учебное пособие для общеобразовательных учреждений, модуль «Основы православной культуры», Москва «Просвещение», 2010
  • Ожегов. Толковый словарь русского языка.
  • Н.Будур. Православная вера. Москва «Олма-пресс», 2002

3. Видеоматериалы:

  • электронное приложение к учебному пособию «Основы православной культуры»
  • отрывок из м/ф «Сказка о Золотой рыбке».

Описание этапов занятия, форм и содержания работы учеников.

ЦЕЛЬ: Проанализировать моральные и этические нормы, записанные в заповедях и предъявляемые к человеку в православной культуре.

ЗАДАЧИ:

  • Воспитательная: воспитание толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу.
  • Образовательная: ознакомление учащихся с понятием «заповеди», определение ими своего ценностного отношения к миру, к окружающим людям, самому себе.
  • Развивающая: развитие умения работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА.

1. Орг. момент.

2. Введение в тему урока. Метод эмоционального погружения.

1. Учитель: посмотрите отрывок из м/ф «Сказка о Золотой рыбке» (э/п).

Примерные вопросы:

  • Почему Золотая рыбка не выполнила последнее желание старухи?
  • Как вела себя старуха по отношению к старику, рыбке?
  • Каким в сказке представлен старик?
  • Какой в сказке представлена старуха?

В процессе беседы выйти на понятия «добро» и «зло».

2. Выдвижение гипотез (записываются на доске).

Учитель: продолжите мою фразу:

Человек поступает плохо, если…

Человек поступает хорошо, если…

обманывает

не врет

ворует

не берет чужое

не уважает старших

уважает старших

убивает

уверен, что убивать нельзя

завидует

не завидует другим

и т.д.

3. Определение цели урока – постановка основополагающего вопроса.

Учитель: чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло, существуют заповеди. Тему нашего урока можно сформулировать так: «Какие заповеди даны людям?».

Учитель: как вы понимаете слово «заповеди»? (ответы детей + толковый словарь).

4. Изучение нового материала.

1. Учитель: как вы понимаете слово «заповеди»? (ответы детей).

2. Учитель: а теперь сравним свое определение с определением из словаря. Похожи ли наши определения? Откройте свои учебные пособия на стр.40 и прочитайте до слов «Вот некоторые из них».

Что нового еще узнали? (ответы детей)

3. Учитель: познакомимся ближе с 10 заповедями (первые четыре для ознакомления читает учитель). Дети читают текст на стр.40-41 по небольшим отрывкам (по заповедям) и сравнивают со своими гипотезами, добавляют и уточняют их.

5. Физминутка.

4. Вернемся к видеоролику из м/ф.

Учитель: Какую заповедь нарушила старуха из «Сказки о Золотой рыбке»? (ответы детей)

5. Учитель: Народная мудрость копилась веками. Каждый народ хранит свой кладезь мудрости, в котором есть пословицы, поговорки, крылатые фразы и изречения. В них вы можете найти отражение заповедей, данных Богом человеку.

Учитель: назовите несколько пословиц, которые отражают в себе заповеди (ответы детей + интерактивные модели (э/п)).

6.Закрепление изученного материала.

Тренажер (э/п).

7. Итог урока.

Контроль (э/п)

8. Домашнее задание.

Вспомните пословицы и поговорки, в которых отражаются заповеди, (по желанию можно сделать в рисунках).

Стр.41 вопросы и задания (обсудить с родителями).

9. Рефлексия.

Закончи предложения:

  • Оказывается…
  • Самым неожиданным для меня было…
  • Мне больше всего…
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!