Красноярский край, г. Дивногорск, МБОУ гимназия №10
Учитель начальных классов: Морозевич Галина Анатольевна
Тема: «4 ноября – День народного единства».
Цель:
- сформировать общее представление учащихся об истории возникновения государственного праздника;
- развивать познавательный интерес к изучению истории своей страны, информационно-коммуникационные умения учащихся;
- воспитывать учащихся в духе патриотизма с опорой на героическую историю.
Оборудование: ученические ноутбуки, ноутбук учителя, проектор, экран, локальная сеть, презентация «День народного единства », гимн РФ (плюс), файл W «Россия в начале 17 века » на рабочих столах ученических ноутбуках, программа Tux Paint на ученических ноутбуках
Время проведения: 30 минут
Примечание: перед началом классного часа учитель открывает программу «e – Learning Class V6.0», ребята включают свои компьютеры
Ход мероприятия
Учитель:
- Ребята, кто из вас знает, какой праздник отмечает весь наш народ 4 ноября?
Учащиеся:
- Высказывают предположения, дают ответ
Учитель:
- 4 ноября вся наша страна отмечает праздник «День народного единства»
---Слайд 1---
Учитель:
- Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете это словосочетание, что же это за праздник?
Учащиеся:
- Строят свои высказывания
Учитель:
- Послушаем стихотворение Натальи Майданик «В День единства будем рядом» в исполнении ученицы нашего класса
Ученица:
- Выразительно читает стихотворение с экрана
Учитель:
- Единство. Единение народов. Вот в чем сила России. Всегда ли народы России жили в единстве? Перенесемся на 400 лет назад.
- Откройте файл W «Россия в начале 17 века».
- Прочитайте текст.
Учащиеся:
- Читают текст и рассматривают рисунок.
---Слайд 2---
Учитель:
- Какая опасность угрожала России в начале XVII века?
Учащиеся:
- Дают ответы по прочитанному тексту
Учитель:
- Закройте файл W «Россия в начале 17 века».
- Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение (войско) для борьбы с врагами. Желание спасти уже погибавшую Россию появилось у простого человека, не имевшего никаких средств совершить такое чудо. Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени – известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского.
- Почти целый год собирали силы русские люди, и, наконец, в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву.
---Слайд 3---
Учитель:
- Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы. Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но, в конце концов, голод заставил врагов выйти из Кремля, и 22 октября (4 ноября) 1612 года поляки сдались. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов. Князь Пожарский вступил в город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы
---Слайд 4---
Учитель:
- В 1649 году указом царя Алексея Михайловича Романова день Казанской иконы Божьей Матери, 4 ноября, был объявлен государственным праздником, за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков. Этот день праздновался в течение столетий до 1917 года. С 2005 года снова восстановлено его празднование.
---Слайд 5---
Учитель:
- Наградой Минину и Пожарскому стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.
- Прочитаем надпись на памятнике: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россия». Почему Россия благодарна этим людям? Какими качествами обладали Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин?
Учащиеся:
- Дают ответы
Учитель:
- А сейчас новая угроза человечеству – терроризм.
- Кто такой террорист?
Учащиеся:
- Высказывают предположения
Учитель:
- Цель террористов – разобщить народ, запугать, посеять вражду, смуту, нарушить единство. Но и в наши дни народ горячо любит свою Родину и готов постоять за нее. Помните и вы: вместе нам надо держаться, помогать друг другу, быть терпимыми, толерантными, уважать чужие интересы, уметь прощать, забывать обиды.
---Слайд 6---
- В заключение давайте крепко возьмемся за руки и дружно все вместе произнесём слова:
Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем, горящим в груди!
Нам равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из сердца гони!
Учащиеся:
- В кругу произносят слова
Учитель:
- Запомните это чувство удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь.
- Откройте программу Tux Paint. Создайте рисунок на тему: «Мы - едины!». Время работы 7 минут.
Учащиеся:
- Выполняют работу.
В заключение классного часа идёт просмотр рисунков детей.